Меню:

21.07.2017 — Обратная связь с контролирующими органами в режиме мобильного приложения может заменить выездные проверки

В соответствии с принципом информатизации государственного контроля планируется организовать взаимодействие между компаниями и контролирующими органами в ходе контрольно-надзорной деятельности посредством электронных средств связи. Соответствующее мобильное приложение, призванное снять часть административной нагрузки с бизнеса, планируется запустить до конца 2017 года. В ряде случаев взаимодействие с госорганами через приложение позволит заменить проведение выездных проверок.

В ходе информатизации государственного контроля планируется запуск мобильного приложения, которое станет связующим звеном между контрольно-надзорными органами и предпринимателями. Приложение позволит при возможности заменять очные выездные проверки на электронное самодекларирование и сбор сведений с использованием мобильного приложения.

Кроме того, приложение облегчит работу инспекторов, предоставив им возможность взаимодействовать с предпринимателями посредством электронных «личных кабинетов». Компании, в свою очередь, также смогут задавать вопросы инспекторам в режиме онлайн.

Также из данного приложения предприниматели смогут узнавать о приближающихся проверках контрольно-надзорных органов с помощью календаря мероприятий. При отсутствии паспорта выездной проверки в едином реестре проверок ее результаты можно будет обжаловать. Помимо этого, у предпринимателей будет возможность отслеживать уведомления о штрафах и результатах обжалования проверок.

20.07.2017 — «Прозрачный бизнес»: ФНС запустила новый сервис для проверки контрагентов

Новый сервис Федеральной налоговой службы позволяет в открытом доступе в режиме онлайн получить значимую информацию о любой компании, в частности, информацию о ее доходах и расходах, долгах перед бюджетом и размере уплачиваемых налогов, а также о численности сотрудников компании. Возможности сервиса повышают открытость деятельности бизнеса и позволяют заранее проверить надежность своих контрагентов.

Эксперты оценивают новый механизм положительно, поскольку он не только повышает прозрачность отношений в сфере предпринимательства, но и дает возможность заранее оценить риски при заключении договоров и проявить должную осмотрительность в выборе контрагента в соответствии с требованиями налогового законодательства. Воспользовавшись данным сервисом, можно узнать, в частности, следующую информацию:

  • адрес регистрации, а также количество иных организаций, находящихся по этому адресу;
  • режим налогообложения, применяемый компанией;
  • информацию о привлечении организации к налоговой ответственности;
  • сумму задолженности по налогам, пеням и штрафам;
  • суммы уплаченных налогов (НДС, налог на прибыль);
  • суммы доходов и расходов, которые несла организация;
  • среднесписочную численность сотрудников.

Сервис был введен поправками в Налоговый кодекс РФ от 1 мая 2016 года, однако стал доступен только недавно и в настоящий момент работает в тестовом режиме (см. по ссылке: https://pb.nalog.ru/). Кроме того, в сервис «Прозрачный бизнес» пока внесены еще не все сведения, по данным ФНС, информация будет дополняться в дальнейшем и вноситься в систему тематическими блоками. 

19.07.2017 — Министерство экономики подготовило проект реформы разрешительной деятельности

Министерство экономики разработало законопроект «Об основах разрешительной деятельности». Проект призван установить исчерпывающий перечень из 438 видов деятельности, требующих получения разрешений и лицензий, а также упорядочить процесс получения лицензий, в частности, установить перечень оснований для отказа в выдаче разрешений и порядок его обжалования.

Основной задачей законопроекта является введение прозрачных правил регулирования деятельности, которая требует получения специальных разрешений. При этом законопроект касается не только экономической сферы, но и политической, миграционной и общественной деятельности. Помимо исчерпывающего перечня видов деятельности, которые требуют получения лицензий, отдельным приложением к законопроекту предлагается установить перечень видов деятельности, которые заведомо не требуют получения каких-либо разрешений и в отношении которых компания обязана соблюсти только уведомительный порядок. Законопроект, в случае его принятия, вступит в силу в 2020 году, а отдельный перечень деятельности не нуждающийся в разрешении планируют ввести в действие в 2019 году.

Законопроектом также предусмотрены гарантии для заявителей и компаний, получивших разрешения. К примеру, некоторые разрешения можно будет аннулировать только в судебном порядке, а все неустранимые сомнения в законности выдачи разрешения будут толковаться в пользу заявителя. Другой важной гарантией является установление санкций для государственных органов за пропуск срока принятия решения по итогам рассмотрения документов в рамках разрешительной процедуры: в таком случае решение будет считаться принятым в соответствии с запросом соискателя.

18.07.2017 — Приняты изменения в Налоговый кодекс, касающиеся запрета уклонения от уплаты налогов

19 августа 2017 года вступят в силу поправки в Налоговый кодекс, которыми на законодательном уровне будет закреплен запрет реализации схем уклонения от налогообложения, а также будет приведен перечень неправомерных действий налогоплательщиков, которые могут послужить причиной отказа в признании ФНС расходов и вычетов из налоговой базы. После вступления поправок в силу основным критерием недобросовестности налогоплательщика будут не формальные признаки, а реальность исполнения сделки.

19 июля Президент России подписал закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, касающихся пресечения недобросовестных практик налогоплательщиков по занижению налоговой базы, которые мы анонсировали ранее. Принятие данных изменений назревало довольно давно: с середины 2000-х годов в судебной практике сформировались концепции «необоснованной налоговой выгоды» и «налогового злоупотребления».

С одной стороны, поправки направлены на защиту налогоплательщиков от претензий ФНС при оценке реальности хозяйственных операций и обоснованности задекларированных расходов. В соответствии с поправками ФНС не сможет отказать в вычете или учете расходов налогоплательщика в случае, если одновременно соблюдены следующие условия:

  • основной целью совершения сделки (хозяйственной операции) не являются неуплата (неполная уплата) и/или зачет (возврат) суммы налога; 
  • сделка была фактически исполнена сторонами.

Следовательно, после вступления поправок в силу ФНС не сможет отказывать в вычете на формальных основаниях, таких как ненадлежащее оформление бухгалтерских документов, нарушение контрагентом законодательства, подписание договора неустановленным лицом. На смену формальному принципу должной осмотрительности приходит принцип реальности исполнения сделки заявленным контрагентом.

Таким образом, поправки сделают невозможным занижение налоговой базы путем использования «фирм-однодневок», создаваемых исключительно с целью уклонения от уплаты налогов и не осуществляющих реальное исполнение заключённых с ними сделок. Сделки с ними не будут приводить к тем налоговым последствиям, на которые они были направлены, т.е. к учету расходов по ним с целью снижения налоговой базы. 

17.07.2017 — Неправомерный отказ в выдаче разрешения на строительство освобождает застройщика от обязанности платить арендную плату за участок под застройку

В июле 2017 г. Верховный Суд опубликовал третий в текущем году Обзор судебной практики. В числе прочих разъяснений Верховный Суд указал, что арендатор, взявший в аренду у органов публичной власти земельный участок под застройку, вправе не платить арендную плату за период, когда он не мог пользоваться участком по независящим от него обстоятельствам, в частности, в случае неправомерного отказа в выдаче ему разрешения на строительство. В противном случае, по мнению высшей судебной инстанции, был бы нарушен взаимный характер обязательств по договору аренды.

В деле № 89-КГ16-7, рассмотренном Верховным Судом, которое стало частью Обзора судебной практики № 3 (2017) (п. 5), местная администрация подала иск к арендатору о взыскании арендной платы по договору аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Ответчик ссылался на то, что перестал исполнять данное обязательство по причине получения от местной администрации отказа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилищного дома, который впоследствии был признан судом незаконным.

Судами первой и апелляционной инстанций иск арендодателя был удовлетворен на основании того, что обязанность внесения арендной платы, сроки и размер платы были установлены договором, поэтому отказ в выдаче разрешения на строительство не влияют на обязанность арендатора по внесению арендной платы.

Однако Коллегия по гражданским делам Верховного Суда, рассматривая дело в кассационном порядке, не согласилась с нижестоящими инстанциями. Верховный Суд указал, что договор аренды носит взаимный характер, поэтому невозможность пользования арендованным имуществом, возникшая в результате противоправных действий арендодателя, освобождает арендатора от исполнения его обязанности по внесению арендной платы. Судами было установлено, что в соответствии с условиями договора аренды, а также целевым использованием имущества, земельный участок предназначался для индивидуального жилищного строительства. Однако после того как местная администрация незаконно отказала в выдаче разрешения на строительство, арендатор был лишен  возможности использовать арендованный земельный участок по назначению, что освобождает арендатора от обязанности по внесению арендной платы.