Меню:

20.01.2017 — Верховный Суд: конечный бенефициар компании вправе оспорить не только решения общего собрания акционеров, но и непосредственно заключенные компанией сделки

Верховный Суд во второй раз поддержал позицию конечного бенефициара российской компании, владеющего акциями в ней через цепочку офшорных компаний и зарубежных трастов, предоставив ему возможность для реализации его корпоративных прав. Ранее Верховный Суд уже подтвердил, что не только непосредственные акционеры компании, но и ее конечные бенефициары вправе оспорить решения органов управления общества (в частности, решение о назначении генерального директора). Теперь Верховный Суд также признал за конечными бенефициарами право обратиться с иском об оспаривании заключенной обществом сделки.

В деле, рассмотренном Верховным Судом, конечный бенефициар российской компании ЗАО «Аспект-Финанс» г-н Максим Москалев обратился с иском о признании недействительной заключенной обществом сделки по продаже главного актива компании – 90% принадлежавших ей акций банка (дело № А40-95372/2014). В качестве основания для оспаривания сделки г-н Москалев сослался на то, что актив был продан по номинальной стоимости в пользу директора и его аффилированных лиц и, кроме того, сделка не получила необходимого корпоративного одобрения. Суды нижестоящих инстанций в иске отказали, сославшись на отсутствие у г-на Москалева права на оспаривание сделки, поскольку он не является непосредственным акционером общества, а владеет акциями через цепочку трастов и офшорных компаний.

Однако Верховный Суд с такой позицией не согласился и признал за конечным бенефициаром право на оспаривание сделки, заключенной обществом. Напомним, что ранее аналогичную позицию Верховный Суд высказывал применительно к праву конечного бенефициара оспаривать решения органов управления общества, где тот же истец, г-н Москалев, успешно оспорил решение о назначении директора общества (дело № А40-104595/2014). Таким образом, российская судебная практика движется в либеральном направлении относительно взглядов на корпоративную структуру и границы юридического лица. 

19.01.2017 — Функции по оформлению паспортов и миграционных документов могут быть переданы банкам

Правительство РФ в настоящий момент рассматривает вопрос о передаче банкам услуг по оформлению российских и заграничных паспортов, а также миграционных документов, которые в настоящий момент можно получить с помощью ФГУП «Паспортно-визовый сервис» либо через многофункциональные центры госуслуг. Соответствующее поручение о проработке данного вопроса было дано МВД и Банку России совместно со Сбербанком и ВТБ.

В настоящий момент оформить паспортные, миграционные и разрешительные документы для работников-иностранцев (патенты, разрешения на работу) можно с помощью ФГУП ​«Паспортно-визовый сервис», подведомственного МВД, либо с помощью многофункциональных центров по оказанию государственных услуг.

С целью создания конкуренции Правительство высказало предложение предоставить данные функции также ряду уполномоченных банков, что при учете всех мер безопасности должно значительно облегчить и ускорить процесс оформления паспортов и миграционных документов.

18.01.2017 — Штрафы за нарушение законодательства о персональных данных могут существенно возрасти

Государственная Дума РФ приняла во втором чтении законопроект, направленный на повышение административной ответственности за нарушения в области персональных данных. Законопроект предполагает установление дифференцированной ответственности за различные категории правонарушений в области персональных данных, а также существенное увеличение максимального размера штрафов, которые могут быть наложены на операторов персональных данных за допущенные нарушения. 

В настоящее время ответственность за нарушение законодательства о персональных данных предусмотрена ст. 13.11 КоАП РФ. Данная статья закрепляет один состав административного правонарушения в области персональных данных и предусматривает максимальный штраф для юридического лица в размере 10 000 рублей.

Согласно законопроекту № 683952-6, находящемуся на рассмотрении в Госдуме РФ, предполагается выделить несколько специальных составов административных правонарушений в области персональных данных, таких как обработка персональных данных без письменного согласия субъекта персональных данных, неопубликование оператором политики в области персональных данных и др.

Кроме того, предполагается в несколько раз увеличить размеры административных штрафов за нарушения в области персональных данных. Так, например, максимальная сумма штрафа для юридического лица за отдельные правонарушения составит 75 000 рублей.   

17.01.2017 — В 2017 году Правительство выделит на поддержку промышленности 107,5 млрд рублей

Правительство РФ согласовало выделение бюджетного финансирования в объеме 107,5 млрд рублей на поддержку отраслей экономики. В первую очередь указанные средства будут направлены на поддержку политики импортозамещения в автомобильной промышленности, сельхозмашиностроении и пищевой промышленности.

Согласно предложениям Минпромторга более половины указанных средств  будут направлены на поддержку автомобильной промышленности (более 60 млрд руб.) и сельхозмашиностроения (13,7 млрд руб.). Кроме того, планируется провести докапитализацию Фонда развития промышленности, на что планируется выделить 800 млн руб. бюджетных средств. Дополнительное финансирование будет также предоставлено на субсидии в сфере легкой промышленности (2,2 млрд руб.), лизинга строительно-дорожной и коммунальной техники (2,5 млрд руб.) и пищевой промышленности (1 млрд руб.), что призвано обеспечить рост доли отечественных производителей на указанных рынках.

Кроме того, в качестве дополнительных мер поддержки промышленности Правительство РФ утвердило выделение 1 млрд руб. на поддержку производства пилотных партий нового высокотехнологичного оборудования на российских предприятиях, в том числе в рамках различных проектов по импортозамещению. 

16.01.2017 — Конституционный Суд счел невозможным исполнение решения ЕСПЧ по делу ЮКОСа

Конституционный Суд по итогам рассмотрения обращения Министерства юстиции РФ признал невозможным исполнение решения ЕСПЧ о выплате акционерам ЮКОСА €1,8 млрд. По мнению Суда, выплата из бюджета столь значительных сумм в пользу акционеров компании, длительное время уклонявшейся от перечисления в бюджет существенного размера налогов, будет противоречить Конституции РФ. Тем не менее, Суд не исключил возможность осуществления выплат акционерам со стороны государства на основе доброй воли.

В своем постановлении Конституционный Суд указал, что сам ЕСПЧ при вынесении решения не отрицал наличие в деятельности ЮКОСа масштабных схем уклонения от уплаты налогов. В такой ситуации выплата акционерам компании беспрецедентной суммы из бюджетной системы, которая не получала от компании огромные налоговые платежи, необходимые для выполнения публичных обязательств перед гражданами России, противоречит конституционным принципам равенства и справедливости.

Тем не менее, в целях достижения компромиссного решения Конституционный Суд указал, что российское государство вправе на основе доброй воли произвести определенные выплаты бывшим акционерам компании, пострадавшим от неправомерных действий ее менеджмента, за счет вновь выявляемого имущества ЮКОСа.

Примечательно, что решение по делу ЮКОСа является отнюдь не первым делом, в котором КС РФ признал за Россией право не исполнять решения ЕСПЧ в случае их противоречия Основному закону (ранее аналогичная правовая позиция была высказана КС РФ в решении по делу «Анчугов и Гладков против России»). Безусловно, позиция КС РФ имеет под собой определенные основания, однако игнорирование решений ЕСПЧ, с учетом текущей внешнеполитической ситуации, может еще более обострить отношения России с западными партнерами.