Меню:

21.10.2020 — Верховный Суд разрешил истребование имущества у конечного приобретателя-физического лица в рамках дела о банкротстве

Верховный Суд подтвердил возможность признания цепочки сделок по выводу активов банкротящейся компании недействительными и истребования имущества от конечного приобретателя в конкурсную массу в рамках дела о банкротстве. Рассмотрение подобных требований банкротным судом возможно, в том числе, если конечным приобретателем является физическое лицо. В случае если цепочка взаимосвязанных сделок прикрывает отчуждение имущества конечному бенефициару-физическому лицу, то банкротный суд вправе признать сделки недействительными и вернуть имущество в конкурсную массу в рамках дела о банкротстве. Отдельное обращение в суд общей юрисдикции с иском к конечному приобретателю-физическому лицу в таком случае не требуется.

В деле, рассмотренном Верховным Судом, конкурсный управляющий и кредиторы должника требовали признать недействительными цепочку взаимосвязанных сделок по выводу недвижимого имущества и вернуть имущество от конечного приобретателя в конкурсную массу. Имущество было отчуждено в преддверии банкротства по цепочке сделок между аффилированными компаниями и в конечном итоге было приобретено физическим лицом-бенефициаром данной группы лиц.

Суды частично удовлетворили требования, признав недействительными сделки, приобретателями имущества по которым являлись юридические лица, при этом прекратив производство по делу в отношении истребования имущества от конечного приобретателя-физического лица со ссылкой на неподведомственность данных требований арбитражному суду.

Однако Верховный Суд с указанной позицией не согласился. Верховный Суд обратил внимание нижестоящих судов на необходимость исследования фактических обстоятельств отчуждения имущества должником в преддверии банкротства и направленности таких действий на создание реальных экономических отношений либо, напротив, на недобросовестное создание видимости добросовестного приобретателя имущества с целью исключения обращения на него взыскания со стороны кредиторов.

В ситуации, когда цепочкой последовательных сделок купли-продажи с разными покупателями, в том числе физическими лицами, прикрывается одна единственная сделка по отчуждению имущества конечному бенефициару, то такая прикрываемая сделка может быть признана недействительной как единая подозрительная сделка на основании статьи 61.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В этом случае конкурсный управляющий и кредиторы должника вправе истребовать имущество от конечного приобретателя в рамках дела о банкротстве, даже если контрагентом по сделке является физическое лицо. При этом отдельно обращаться в суд общей юрисдикции с иском к физическому лицу в таком случае не требуется (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2020 № 306-ЭС17-11031(6) по делу № А65-27171/2015).