19.09.2024 — БПЛА v. объекты недвижимости: что надо знать и что делать собственникам?
Как участившиеся атаки БПЛА затрагивают собственников недвижимости - об этом партнер бюро Артём Сирота и юрист Анастасия Фоменко рассказали на докладе в Правовом комитете Российско-Германской внешнеторговой палаты.
В первую очередь на собственников объектов недвижимости из определённых категорий, последствия атаки на которые могут иметь наиболее критичные последствия (в частности, объекты энергетики, транспорта и чувствительных отраслей промышленности как микробиология) - возложены дополнительные обязанности по предотвращению атак БПЛА и усилению мер защиты объекта. К таким мерам относятся как техническое оснащение, так и расширенные полномочия в ряде случаев отражать атаки БПЛА.
За непринятие таких мер возможна как административная, так и уголовная ответственность.
Для собственников пострадавших гражданских и промышленных объектов - государство предлагает компенсацию, которая, однако, может оказаться недостаточной.
В связи с этим рекомендуется получить страховку объекта от рисков повреждений. Однако и со страхованием есть свои нюансы. Страхуются обычно риски теракта и диверсии - но конкретная атака БПЛА может и не быть квалифицирована в качестве таких событий следственными органами.
Кроме того, военная оговорка может воспрепятствовать получению страхового возмещения, если вред причинён в результате боевых действий. Но судебная практика поддерживает пострадавших - поскольку режим военных действий не введён, то и у страховщиков нет оснований для отказа в выплате со ссылками на военную оговорку.
Подробности доклада доступны в презентации.
25.06.2024 — Как новый пакет санкций ЕС затронет стратегии судебных споров между российскими и европейскими компаниями?
24 июня 2024 года Европейский союз принял четырнадцатый пакет санкций против России. В числе прочих мер этот пакет вводит две меры, направленные на защиту лиц ЕС в свете контрсанкций России.
Введен запрет на совершение сделок в отношении тех российских компаний, которые передают споры в российские суды, несмотря на наличие арбитражного соглашения. Это ответная мера на принятую в 2020 году поправку к статье 248.1 АПК РФ, позволяющую российским сторонам передавать спор в российские государственные суды и не исполнять арбитражное соглашение, если в отношении российской стороны были введены иностранные санкции. Российские суды придерживаются позиции, что наложение иностранных санкций на российскую сторону само по себе является достаточным основанием для перевода спора в российский суд.
Физическим и юридическим лицам ЕС разрешается подавать иски в суды ЕС о взыскании компенсации с российских физических и юридических лиц, причинивших им ущерб. К нему относятся убытки, понесенные в связи с контрактом или сделкой, на исполнение которых повлияло введение санкций ЕС.
Также можно потребовать возмещения убытков, причиненных в результате мер, принятых Россией на основании Указа Президента РФ № 302 от 25 апреля 2023 года «О временном управлении некоторым имуществом», который ввел временное управление Росимущества в отношении некоторых компаний ЕС.
В обоих случаях компенсация может быть востребована при условии, что гражданин ЕС или соответствующая компания не имеют эффективного доступа к средствам правовой защиты, например, в рамках соответствующего двустороннего инвестиционного договора.
01.03.2024 — Новое измерение правового регулирования бизнеса в России
Мы рады представить Вам Информационное письмо, в котором мы рассматриваем важнейшее регулирование бизнеса, которое было принято в России за последние два года. Мы сосредоточимся на рисках, о которых иностранный бизнес должен знать, проводя операции в России.
Вначале мы рассмотрим новые ключевые термины, распространившиеся в российском законодательстве (раздел 1). Затем мы остановимся на отдельных ключевых новеллах российского бизнес-права:
- корпоративные ограничения и ограничения на продажу компаний в России (раздел 2);
- ограничения на оплату иностранным контрагентам и проведение зачета (раздел 3);
- ограничения на выплату иностранным лицам дивидендов и роялти (раздел 4);
- новые основания для введения внешнего управления в отношении иностранных компаний в России (раздел 5);
- ограничения на вывоз товаров и послабления при ввозе иностранных товаров (раздел 6);
- новые подходы к параллельному импорту (раздел 7);
- криминализация призывов к введению санкций против России и риски ответственности за исполнение иностранных санкций (раздел 8);
- новые основания для перевода в российскую юрисдикцию споров с иностранным элементом со ссылкой на санкции (раздел 9);
- возможность открытия дела о банкротстве иностранных компаний российскими судами (раздел 10).
Полный текст Информационного письма доступен по ссылке.
18.12.2023 — Контрсанкции: тенденции по применению и ответственность за неисполнение
За период действия контрсанкционных мер, введенных в России, к настоящему моменту сформировалась определенная практика их применения. В частности, были определены типовые требования Правительственной комиссии к условиям совершения сделок по отчуждению иностранными лицами их российских активов, которые требуют согласования по условиям российских контрсанкций. Кроме того, начала формироваться судебная практика по признанию недействительными сделок, заключенных без соблюдения установленных ограничений. Поскольку срок действия целого ряда ограничительных мер продлен на 2024–2025 годы и в данный момент рассматриваются законопроекты о введении ответственности за неисполнение контрсанкций, данный вопрос сохраняет высокую актуальность как для иностранного, так и для российского бизнеса.
Контрсанкционные меры были введены рядом Указов Президента РФ весной 2022 года и касаются установления особого порядка совершения сделок и операций с иностранными лицами, связанными с «недружественными» юрисдикциями, которые ввели санкции в отношении России. В частности, сделки по продаже иностранцами ряда российских активов (в том числе недвижимости, долей и акций в российских обществах) требуют дополнительных согласований – Правительственной комиссии или Центрального банка Российской Федерации.
По итогам применения контрсанкций уже сформировалась определенная практика и выпущены разъяснения государственных органов, которые позволяют заранее определить параметры планируемых сделок с участием иностранных лиц. В частности, для получения согласования Правительственной комиссии на сделки по продаже российских активов рекомендованными параметрами сделок являются предоставление скидки в размере не менее 50% от рыночной стоимости активов, а также добровольный взнос в федеральный бюджет, размер которого может достигать 10% рыночной стоимости активов.
Если сделка будет совершена без соблюдения установленной процедуры, то она может быть впоследствии признана недействительной, в том числе по иску сменившегося менеджмента российских компаний. Соответствующая судебная практика уже начинает формироваться (в частности, дело ООО «Бауэр Технология» № А41-101031/2022).
Срок действия ранее установленных ограниченных мер продлен. В частности, до конца 2024 года продлены ограничения на участие иностранных акционеров в управлении рядом российских компаний в виде возможности принимать решения без учета их голосов. До конца 2025 года продлен запрет на сделки с долями и акциями ряда российских компаний в финансовой и топливно-энергетической сферах.
Кроме того, на рассмотрении находится ряд законопроектов, устанавливающих административную ответственность за неисполнение российских контрсанкций в виде штрафов, размер которых исчисляется от суммы сделки. Также на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за исполнение иностранных санкций.
12.12.2023 — Самовольные постройки: дополнительные возможности для легализации
Приняты новые разъяснения Верховного Суда по самовольным постройкам. В них описаны критерии для признания постройки самовольной, а также причины, не позволяющие признать ее таковой. Кроме того, установлены условия для легализации постройки. В частности, Верховный Суд допустил возможность легализации постройки путем утверждения судом мирового соглашения, а также вынесение альтернативного решения суда, во исполнение которого ответчик может по своему выбору либо снести постройку, либо привести ее в соответствие с установленными требованиями.
Верховный Суд утвердил Постановление Пленума от 12.12.2023 № 44 по спорам о самовольных постройках.
Самовольной является постройка, возведенная с нарушением строительных норм и градостроительных требований либо правил землепользования. Однако не любое такое нарушение повлечет снос постройки – при несущественных нарушениях, не угрожающих безопасности, суд может признать возможность сохранения постройки. Вместе с тем существенными нарушениями признается, например, несоблюдение предельного количества этажей или предельной высоты здания.
Самовольная реконструкция необязательно влечет снос всей постройки, если приведение ее в соответствие с требованиями возможно путем демонтажа только реконструированной части.
При этом защищены от признания самовольными постройки, для которых уполномоченный орган ранее выдал разрешение, но впоследствии отменил его в порядке самоконтроля, а также постройки, нарушающие ограничения использования участка, о которых застройщик не был осведомлен (в частности, если информация о таких ограничениях отсутствовала в ЕГРН).
Кроме того, застройщик сможет легализовать постройку в судебном порядке, если единственным нарушением является отсутствие необходимых разрешений, при этом застройщик добросовестно (а не для вида) предпринимал надлежащие меры к их получению.
Дополнительной возможностью для легализации является утверждение судом мирового соглашения – однако это возможно только после проверки судом всех условий для введения постройки в оборот, в том числе отсутствие угрозы безопасности.
Если суд все же признает постройку самовольной, он может вынести альтернативное решение о сносе постройки либо приведении ее в соответствие с установленными требованиями, в частности, путем реконструкции. В этом случае право выбора способа исполнения решения суда принадлежит ответчику.