Меню:

27.05.2022 — Новый Указ Президента РФ предусматривает специальную процедуру выплаты вознаграждения в пользу ряда иностранных правообладателей

Указ является частью комплекса мер, принимаемых российским государством в рамках противодействия иностранным санкциям. В соответствии с Указом российские резиденты должны будут выплачивать отдельным иностранным правообладателям лицензионное вознаграждение и иные связанные с интеллектуальной собственностью платежи только в рублях и только на специальный банковский счет в российском банке, независимо от условий договора. При этом подпадающие под действие Указа правообладатели смогут получить доступ к таким денежным средствам только с разрешения российских властей. В случае если правообладатель не дает своего согласия на применения данной процедуры оплаты, в соответствии с Указом российский контрагент не считается нарушившим свои обязательства.

Президент РФ подписал Указ № 322 от 27.05.2022Указ»), положения которого применимы, в частности, к (i) правообладателям (включая российские дочерние компании), связанным с иностранными государствами, принявшими санкции против Российской Федерации, за исключением правообладателей, которые продолжают исполнять свои обязательства перед российскими контрагентами (п. 17(в) Указа), (ii) правообладателям, которые публично поддержали санкции или призывали к санкциям против Российской Федерации, (iii) правообладателям, которые прекратили, приостановили или ограничили деятельность в Российской Федерации после 23.02.2022 по неэкономическим причинам, (iv) правообладателям, которые своими публичными действиями «дискредитировали» Вооруженные Силы РФ или российское государственные органы в ходе их действий за рубежом, либо распространяли «заведомо ложную информацию» о таких действиях, (v) правообладателям, распространившим информацию выражающую в «неприличной форме» явное «неуважение» к российскому обществу и государству («Затронутые правообладатели»).

Согласно Указу, российские лица по общему правилу обязаны будут выплачивать Затронутым правообладателям (в отношении которых не применимы исключения) лицензионное вознаграждение и иные платежи только в российских рублях независимо от положений заключенного лицензионного или иного соглашения. Кроме того, такие платежи должны производиться только на специальный счет типа «О», открываемый в уполномоченном российском банке (конкретный банк будет определен отдельно Правительством РФ). При этом Затронутые правообладатели будут вправе получить доступ к денежным средствам на специальных счетах только при получении специального разрешения от российских властей. В случае если Затронутый правообладатель не согласен с такой процедурой оплаты, российские контрагенты не будут нести ответственность за неисполнение своих платежных обязательств в адрес таких лиц.

Основным практическим последствием Указа, по-видимому, будет фактическое разрешение использования в России прав интеллектуальной собственности компаний, которые прекратили деятельность в России, либо ограничили/приостановили ее. Немаловажно отметить также, что в Указе прямо подтверждено, что он применим также к правообладателям, характер деятельности которой предполагает заключение договора с каждым, кто к нему обратится – такие правообладатели, если они подпадают под действие Указа, должны будут опубликовать сведения о реквизитах открытого ими счета типа «О» в российском банке, а в противном случае принадлежащие им объекты интеллектуальной собственностью можно будет использовать без оплаты.

Ряд индустрий, такие как услуги связи и производство лекарственных средств, прямо исключены из сферы действия Указа. Указ также не применим к платежам, совершаемым российскими гражданами на сумму менее 100 000 рублей в целях личного пользования.

11.05.2022 — Правительство РФ утвердило перечень компаний, в отношении которых вводятся российские контрсанкции

В соответствии с недавним Указом Президента РФ № 252 от 03.05.2022, которым было установлено рамочное регулирование о российских контрсанкциях, Правительство РФ утвердило список конкретных лиц, на которых будут распространяться контрсанкции («Подсанкционные лица»), в Постановлении № 851 от 11.05.2022 («Постановление»). В список Подсанкционных лиц внесена 31 компания, среди них в основном бывшие зарубежные дочерние структуры российского «Газпрома» и компании, которые ранее находились под контролем «Газпрома».  

В список Подсанкционных лиц включена 31 компания из США, Великобритании, других европейских стран и Сингапура. В частности, Подсанкционными лицами стали Gazprom Germania GmbH, Gazprom Marketing & Trading Ltd. и другие бывшие зарубежные дочерние структуры российского «Газпрома», а также компании, которые ранее находились под контролем «Газпрома», например, входящие в группы компаний VEMEX и Wingas/WIEH/WIEE. По всей видимости, все Подсанкционные лица занимались поставкой и реализацией российского газа.

Согласно Указу № 252, все российские компании (включая российские филиалы и дочерние общества иностранных компаний), физические лица и органы власти обязаны не совершать сделки с Подсанкционными лицами, не исполнять перед ними обязательства, не осуществлять финансовые операции и не вывозить продукцию и сырье в пользу Подсанкционных лиц. Постановление Правительства РФ установило дополнительные критерии отнесения сделок к запрещенным сделкам с Подсанкционными лицами. В частности, такие запрещенные сделки включают:

  • сделки, совершаемые в пользу Подсанкционных лиц; 
  • сделки, предусматривающие заход в порты Российской Федерации судов, принадлежащих Подсанкционным лицам или зафрахтованных ими, в их интересе или по их поручению; 
  • сделки, предусматривающие совершение платежей, операций с ценными бумагами с участием или в пользу Подсанкционных лиц.

Министерство финансов РФ получило право направлять в Правительство РФ предложения о внесении изменений в список Подсанкционных лиц и о предоставлении временных разрешений на проведение отдельных операций с Подсанкционными лицами в качестве исключения из санкционного режима.

Несмотря на то, что на данный момент список Подсанкционных лиц направлен в основном на компании, которые ранее были связаны с «Газпромом», в будущем этот список может быть расширен. 

Мы будем своевременно информировать Вас о соответствующих изменениях.

03.05.2022 — Правительство РФ примет контрсанкции против некоторых иностранных компаний

3 мая 2022 года Президент России подписал Указ № 252 («Указ»), устанавливающий рамочное регулирование о новых российских контрсанкциях. Указ не содержит конкретный список лиц, на которых будут распространяться контрсанкции («Подсанкционные лица»). Данный список будет утвержден Правительством РФ к середине мая. Указ не направлен на каких-либо других лиц, кроме Подсанкционных лиц. Однако поскольку Указ налагает ограничения на взаимодействие с Подсанкционными лицами, его последствия могут затронуть российские компании, а также российские филиалы и дочерние общества иностранных компаний.

На данный момент, в отсутствие подзаконных актов, Указ сам по себе не приводит к новым ограничениям. Однако после опубликования списка Подсанкционных лиц их правовой статус в России будет примерно аналогичен правовому статусу лиц, в отношении которых введены санкции ЕС или США, в соответствующих странах. В частности, российские физические и юридические лица, а также федеральные, региональные и муниципальные органы власти («Российские лица») будут обязаны:

  • не совершать сделки с Подсанкционными лицами и лицами, находящимися под их контролем; 
  • не исполнять перед Подсанкционными лицами обязательства по совершенным сделкам, в том числе по заключенным контрактам; 
  • не осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются Подсанкционные лица; 
  • не вывозить за пределы территории Российской Федерации продукцию и сырье, изготовленные или добытые на территории Российской Федерации, если такая продукция или сырье поставляются в пользу Подсанкционных лиц или Подсанкционными лицами в пользу третьих лиц. 

Важно отметить, что российские филиалы и дочерние общества иностранных компаний также, вероятнее всего, будут рассматриваться как Российские лица и, следовательно, будут обязаны соблюдать положения Указа в отношениях с Подсанкционными лицами. В связи с этим после опубликования списка Подсанкционных лиц рекомендуется пересмотреть существующие контракты и сделки и тщательно продумать с юридической точки зрения дальнейшие шаги, в случае если они будут затронуты последствиями Указа.

Мы будем своевременно информировать Вас о соответствующих изменениях.

29.03.2022 — В России легализован параллельный импорт отдельных товаров

29 марта 2022 г. Правительство приняло Постановление № 506 («Постановление»), разрешающее ввозить в РФ без согласия правообладателей востребованные оригинальные товары иностранного производства.

В отношении таких товаров не будут применяться положения подп. 6 ст. 1359 и ст. 1487 ГК РФ, согласно которым иностранные товары в РФ не считаются контрафактными только при условии, что они были введены в оборот в РФ самим правообладателем или с его согласия (национальный режим исчерпания исключительных прав). Теперь в отношении отдельных товаров будет достаточно согласия иностранного правообладателя на оборот товаров за рубежом, независимо от его согласия на ввоз товаров в РФ (такой подход известен как международный режим исчерпания исключительных прав).

Основной целью принятия Постановления является обеспечение внутреннего рынка востребованными товарами и стабилизация цен на них в условиях внешних ограничений. Минпромторг утвердит специальный перечень такой продукции на основании предложений федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ сообщило, что в отношении товаров из перечня, ввозимых в РФ в рамках параллельного импорта, будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры. Кроме того, согласно официальной позиции, такая продукция будет подлежать гарантийному обслуживанию.

06.03.2022 — Новые требования для одобрения отдельных видов сделок с иностранными контрагентами

Обращаем Ваше внимание на то, что 06 марта 2022 г. Правительство РФ приняло Постановление № 295  («Постановление»), согласно которому временно требуется предварительное одобрение определенных сделок российских физических и юридических лиц, включая российские дочерние общества иностранных компаний («Российские лица»), с иностранными физическими и юридическими лицами («Иностранные лица»).

Тем не менее, вопреки многим недостоверным сообщениям СМИ, Постановление, как следует из его текста, распространяется только на определенные виды сделок, в первую очередь финансового характера («Регулируемые сделки»), а не на все сделки с Иностранными лицами. Объявленная цель Постановления – обеспечение стабильности финансовой системы РФ, в связи с чем оно не должно препятствовать проведению нормальных коммерческих операций, в частности обычной торговле товарами, выполнению работ или оказанию услуг. Ниже приведены более детальные сведения о содержании Постановления.

В Постановлении проводится различие между (i) Иностранными лицами, связанными со странами, которые ввели санкции против России, такими как ЕС, Великобритания, Канада и США («Соответствующие государства»), и (ii) иными Иностранными лицами:

1.           В отношении Иностранных лиц, связанных с Соответствующими государствами («Лица Соответствующих государств»), теперь необходимо получение одобрения Правительства (i) Российскими лицами на предоставление кредитов и займов Лицам Соответствующих государств, и (ii) на осуществление сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество. Просим обратить внимание, что Лица Соответствующих государств имеют широкое определение и включают (i) лиц, имеющих гражданство Соответствующего государства, (ii) юридических лиц с местом регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или  местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности в Соответствующем государстве, и (iii) их дочерних обществ и лиц, находящихся под контролем Лиц Соответствующих государств, даже если место их регистрации или место преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности не находится в Соответствующем государстве (следует отметить, что это может быть истолковано как распространяющееся на российские юридические лица, аффилированные с Лицами Соответствующих государств).

2.           В отношении иных Иностранных лиц, не связанных с Соответствующими государствами, подлежат предварительному одобрению Правительством РФ только следующие сделки:

  • предоставление займов в иностранной валюте (но не в российских рублях) Российскими лицами в пользу таких Иностранных лиц;
  • сделки, предметом которых являются ценные бумаги и недвижимое имущество, приобретенные у Лиц Соответствующих государств после 22 февраля 2022 г.;

3.           Кроме того, все Российские лица в настоящий момент обязаны получить одобрение Правительства РФ на зачисление иностранной валюты на свои счета, открытые в иностранных банках и иных организациях финансового рынка, а также на осуществление переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

В Постановлении указано, что оно носит временный характер и направлено на обеспечение стабильности российского финансового рынка в свете санкций. В связи с этим представляется, что Постановление не направлено на договоры об оказании услуг, договоры подряда, договоры купли-продажи и иные подобные коммерческие сделки, если только они не включают одну из Регулируемых сделок, например, предоставление займа.

Однако следует учесть, что в настоящий момент не вполне ясно, толкуется ли понятие «заем» в узком смысле как финансовая услуга или в более широком смысле (что в таком случае может включать даже осуществление авансовых платежей до поставки товаров). Мы ожидаем дальнейших разъяснений по данному вопросу.

Просим также обратить внимание, что поскольку Постановление, по всей видимости, было принято в сжатые сроки, оно может время от времени пересматриваться и/или его толкование может меняться. В связи с этим мы рекомендуем получение дополнительных юридических консультаций относительно конкретных решений, принимаемых в связи с Постановлением.

Мы будем рады предложить наше юридическое консультирование по любым регулятивным мерам, принимаемым – зачастую в срочном порядке – органами государственной власти Российской Федерации. Конкретные области, требующие особой осмотрительности, включают, например, (i) меры валютного контроля, (ii) правила импорта/экспорта, (iii) правовое регулирование деятельности компаний с иностранным участием.

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, обращайтесь к нам.