24.03.2017 — Центральный банк впервые с 2016 года снизил ключевую ставку до 9,75%
Совет директоров Банка России 24 марта 2017 года принял решение снизить ключевую ставку до 9,75% годовых. Измененный размер ключевой ставки необходимо учитывать при расчете процентов за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ), определении максимального предела снижения договорной неустойки (ст. 333 ГК РФ), а также при расчете мораторных процентов в банкротстве.
Последний раз Центральный банк снижал ключевую ставку в сентябре прошлого года. В этом году решение о снижении ключевой ставки обусловлено замедлением темпов инфляции, снижением инфляционных ожиданий и постепенным восстановлением экономической активности. Ожидаемый рост ВВП согласно прогнозам ЦБ РФ составляет 1–1,5% по итогам 2017 года и на 1–2% в 2018–2019 годах.
Тем не менее, Центральный банк отмечает, что несмотря на произошедшее с начала года некоторое улучшение экономической ситуации, инфляционные риски все же остаются на повышенном уровне. По прогнозам ЦБ РФ при условии поддержания умеренно жесткой денежно-кредитной политики целевой уровень инфляции в 4% будет достигнут до конца 2017 года и будет поддерживаться в дальнейшем.
23.03.2017 — Госдума рассмотрит возможность предоставления 50% скидки при уплате таможенных штрафов
Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменении порядка уплаты таможенных штрафов, согласно которому юридические и физические лица получат 50% скидку при уплате таможенных штрафов, если в течение 30 дней выявленные нарушения будут полностью устранены, а штраф полностью погашен. Указанные меры призваны стимулировать предпринимателей к скорейшему погашению бесспорных штрафов и направлены на сокращение растущей задолженности по таможенным платежам в бюджет.
Согласно действующим нормам таможенный штраф подлежит оплате в течение 60 дней, при этом досрочное погашение штрафа не дает предпринимателям каких-либо преимуществ. Размер штрафа может быть снижен, только если предпринимателю удастся доказать наличие смягчающих обстоятельств, в частности, в случае признания им вины или своевременного прекращения нарушения.
Учитывая растущий размер задолженности по уплате таможенных платежей в бюджет, которая в настоящий момент достигла 1,4 трлн руб., Правительство подготовило законопроект, направленный на создание дополнительных стимулов для предпринимателей к добровольному досрочному погашению задолженности. Законопроект основан на аналогичном опыте погашения штрафов ГИБДД, при уплате которых в течение 20 дней нарушителю предоставляется 50% скидка. В результате с момента введения новелл в конце прошлого года за первые три недели было уплачено в 3,4 раза больше штрафов за нарушение ПДД, чем годом ранее.
22.03.2017 — Правительство предлагает ввести отдельное регулирование неналоговых платежей
В настоящий момент в Правительстве рассматривается законопроект, предусматривающий внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ в целях создания регулятивной базы для введения государственными органами неналоговых платежей в отношении бизнеса. Изменения фиксируют перечень, размер, сроки и порядок выплат, а также предусматривают, что указанные выплаты не могут иметь обратной силы, если они ухудшают положение плательщиков.
С середины 2000-х гг. широко распространенной практикой среди государственных органов стало введение неналоговых платежей в отношении бизнеса по упрощенной процедуре, не предусматривающей внесение изменений в Налоговый кодекс РФ. В настоящий момент число неналоговых платежей неуклонно растет, в частности, к ним можно отнести экологический и утилизационный сборы, плату за проезд грузовиков массой более 12 тонн, патенты, взносы за капитальный ремонт, взносы с застройщиков и другие платежи. Таким образом, неналоговая нагрузка на экономику сейчас составляет 0,6% ВВП при общей налоговой нагрузке в 30,77%.
Учитывая, что данные платежи по своей правовой природе близки к налогам, Правительство совместно с Министерством финансов считает необходимым создать для таких платежей отдельное регулирование, которое бы позволило, во-первых, ограничить перечень таких платежей, а, во-вторых, четко регламентировать порядок их установления. В настоящий момент Минфин готовит реестр неналоговых платежей, который призван закрепить их исчерпывающий перечень. Относительно создания отдельного законодательного регулирования для таких платежей в настоящий момент ведутся споры между сторонниками создания отдельного закона и сторонниками подчинения неналоговых платежей общему режиму налоговых выплат, предусмотренному Налоговым кодексом РФ.
21.03.2017 — За неисполнение решения суда о возмещении убытков кредиторам директор может быть дисквалифицирован
В декабре 2015 года вступили в силу поправки в законодательство о банкротстве и в КоАП, позволяющие дисквалифицировать директора, привлеченного к субсидиарной ответственности за нарушение законодательства при банкротстве компании, в случае если он не возместил убытки кредиторам. В настоящий момент судами при содействии налоговых органов сформирована устойчивая практика по привлечению директоров к ответственности за нарушение законодательства о банкротстве, вплоть до дисквалификации и лишения права занимать руководящие должности в дальнейшем.
Уже более года действуют изменения банкротного законодательства, ужесточившие ответственность контролирующих лиц компании, в том числе ее менеджмента, и усилившие гарантии прав кредиторов при банкротстве компании. Так, контролирующие лица компании, привлеченные судом к субсидиарной ответственности по ее обязательствам, в том числе за доведение компании до банкротства либо за несвоевременное сообщение о грядущем банкротстве, в случае неисполнения решения суда о возмещении причиненных кредиторам убытков, могут быть дисквалифицированы.
Дисквалификация лишает контролирующих лиц права замещать руководящие должности в иных организациях. Протоколы об административном правонарушении в таком случае составляет ФНС РФ, решение о привлечении директора к ответственности принимается судом. С момента вступления поправок в силу во всех судебных округах сформироваласьустойчивая практика по дисквалификации менеджмента компании, в случае его уклонения от компенсации причиненных кредиторам компании убытков (в частности, соответствующие судебные решения были вынесены судами Центрального, Поволжского, Восточно-Сибирского, Уральского и других судебных округов).
20.03.2017 — Оплата работ не может быть поставлена в зависимость от подписания акта о вводе объекта в эксплуатацию
АС Московского округа признал недопустимым установление в договоре подряда условия об оплате работ после подписания акта о вводе объекта в эксплуатацию, поскольку оформление указанного акта зависит от действий третьих лиц (получения положительного заключения экспертной комиссии), а потому не является событием, которое неизбежно должно наступить. В таком случае обязанность оплатить работы возникает с момента их приемки, в том числе на основании актов приемки выполненных работ (КС-2 и КС-3), подписанных подрядчиком в одностороннем порядке, если заказчик не представил мотивированного отказа от их подписания в установленный срок.
В деле, рассмотренном АС Московского округа(дело № А40-53124/2016), подрядчик после выполнения работ направил заказчику акты приемки выполненных работ (КС-2 и КС-3) и потребовал оплаты выполненных работ. Однако заказчик оплачивать работы отказался, сославшись на то, что по условиям договора оплата выполненных работ должна производиться после подписания акта о вводе объекта в эксплуатацию.
Суд отклонил указанный довод ответчика, сославшись на то, что условие договора об оплате результата работ после наступления обстоятельства, поставленного в зависимость от действий третьих лиц (в частности, от получения положительного заключения экспертизы, необходимого для ввода объекта в эксплуатацию), не может считаться условием о сроке, поскольку не отвечает признакам события, которое неизбежно должно наступить. В связи с этим, основанием для оплаты в рассматриваемом случае должны являться акты КС-2 и КС-3, подписанные подрядчиком в одностороннем порядке и переданные заказчику, мотивированного отказа от подписания которых последний не представил.
Тем не менее, суд отказал подрядчику во взыскании оплаты работ, поскольку подрядчик в нарушение ст. 726 ГК РФ не передал заказчику вместе с объектом исполнительскую документацию, необходимую для эксплуатации объекта.