Меню:

16.06.2017 — Центральный банк продолжает снижать ключевую ставку

16 июня Совет директоров Банка России принял очередное решение о снижении ключевой ставки, в настоящий момент – до 9% годовых. По мнению регулятора, в России наблюдается рост экономической активности, при этом уровень инфляции сохраняется вблизи целевого уровня в 4%.

Банк России также видит перспективы для дальнейшего снижения ключевой ставки во втором полугодии 2017 года. Принятие решения будет зависеть от дальнейшей динамики российской экономики и уровня инфляции.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 28 июля 2017 года.

15.06.2017 — Неоднозначные поправки в НК РФ: смягчение формализма и презумпция недобросовестности компаний

В настоящий момент на стадии второго чтения в Государственной Думе находится проект поправок в налоговое законодательство. С одной стороны, предлагаемые новеллы будут способствовать смягчению формального подхода налоговых органов, в частности, технические ошибки и формальные недочеты в бухгалтерской документации более не будут рассматриваться в качестве оснований для налоговых доначислений. Вместе с тем, законопроект предлагает закрепить презумпцию недобросовестности компаний-налогоплательщиков, что, по мнению налоговых экспертов, лишает смысла все либеральные новеллы и только усиливает риски для бизнеса.

Государственная Дума продолжает работу над поправками в Налоговый кодекс РФ о необоснованной налоговой выгоде. Данные поправки определяют, когда компания не сможет получить налоговый вычет или воспользоваться налоговой льготой.

Среди либеральных новелл проекта в первую очередь следует отметить, что формальные нарушения, в частности, несоответствия и дефекты в счетах-фактурах и иных бухгалтерских документах, а также формальные претензии к контрагенту более не будут поводом для отказа в налоговом вычете. Главное, на что будет обращать внимание ФНС, это реальность совершения хозяйственных операций (т.е. реальность исполнения сделки).

Вместе с тем, эксперты предостерегают, что в тексте законопроекта имеются и положения, увеличивающие риски для бизнеса. В частности, бремя доказывания добросовестности налогоплательщика и реальности сделки перекладывается на бизнес. В случае принятия поправок, компании для получения налогового вычета придется доказать, что сделка, направленная на налоговую оптимизацию, имела экономический смысл, а не преследовала в качестве единственной цели уклонение от уплаты налогов.

Принятие законопроекта во втором чтении в Госдуме ожидается в начале июля 2017 года. 

14.06.2017 — США ужесточат санкции против России

14 июня Сенат США проголосовал за законопроект, предусматривающий расширение санкций в отношении России. Ограничительные меры будут распространены на ряд новых сфер экономики, пополнится также санкционный список российских граждан.

В первую очередь США планируют расширить санкции в отношении ряда основных отраслей российской экономики. В частности, будут ограничены возможности кредитования таких отраслей как энергетика, металлургия, горнодобывающая и железнодорожная промышленность (срок, на который им могут предоставляться займы американскими компаниями и лицами будет снижен с 90 до 14 дней). Также вводится запрет инвестирования в российские государственные облигации и участия в приватизации российских государственных компаний.

В документе также описывается сложная процедура смягчения или отмены антироссийских санкций. Для этого Президенту США необходимо будет убедить Конгресс в том, что Россия изменила свою политику по Сирии и Украине.

В настоящий момент законопроект одобрен Сенатом США и передан на рассмотрение Конгресса.

13.06.2017 — Недобросовестным бизнесменам запретят ведение бизнеса

С 28 июня 2017 года вступают в силу новеллы в корпоративное законодательство, направленные на ужесточение мер по борьбе со злоупотреблениями, которые допускают предприниматели при ведении бизнеса, в частности, создавая фирмы-однодневки. Поправки направлены на усиление ответственности директоров компаний – их можно будет привлечь к ответственности, в том числе по долгам компаний, исключенных из ЕГРЮЛ. Кроме того, ряд мер коснется и учредителей исключенных из реестра компаний –  им фактически запретят заниматься бизнесом в течение последующих трех лет.

В первую очередь поправки направлены на усиление гарантий прав кредиторов и расширение их возможностей по привлечению к ответственности по долгам компаний-банкротов их недобросовестных директоров и учредителей.

В частности, в закон вводятся положения о том, что исключение общества из ЕГРЮЛ как недействующего приравнивается по правовым последствиям к одностороннему отказу от обязательства (см. Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ). Если при этом имеют место недобросовестные или неразумные действия контролирующих лиц общества (т.е. его менеджмента, учредителей, а также иных лиц, которые фактически имеют возможность определять решения общества), то указанные лица по заявлению кредитора могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества.

Более того, недобросовестное поведение контролирующих лиц может иметь далеко идущие последствия для их возможности осуществлять предпринимательскую деятельность в будущем. Если общество исключат из реестра либо если в реестре содержится отметка о недостоверности некоторых сведений об обществе (в частности, недостоверности сведений об адресе или генеральном директоре), то его директор, а также участник, владеющий более 50% уставного капитала, в течение 3 последующих лет будут не вправе:

  • открыть новое юридическое лицо,
  • приобрести долю участия в компании,
  • стать генеральным директором компании.

Практическая реализация указанных положений фактически приведет к тому, что недобросовестные предприниматели в течение некоторого времени будут лишены возможности личного участия в бизнесе, что, однако, не лишает их возможности продолжить деятельность через иных лиц.

12.06.2017 — Верховный Суд готовит разъяснения о порядке разрешения трансграничных споров

В настоящий момент Верховный Суд завершает подготовку разъяснений по делам с участием иностранных лиц, а также по иным категориям трансграничных споров c иностранным элементом (в частности, по делам о зарубежном имуществе, об объектах интеллектуальных прав). Верховный Суд планирует сделать важные разъяснения о том, в каких случаях можно обратиться в российский суд, как определить юридический статус иностранного участника спора, а также каким образом следует решать проблему извещения иностранных участников. Помимо этого документ содержит ряд разъяснений, направленных на борьбу с процессуальными злоупотреблениями участников трансграничных судебных разбирательств.

Основой проблемой, затронутой в проекте Постановления Пленума ВС РФ, является вопрос о разграничении компетенции между российскими и зарубежными судами. Базовым критерием наличия у российского суда компетенции по рассмотрению споров с иностранным элементом является наличие тесной связи спорного правоотношения с территорией России. Вопрос установления такой тесной связи целиком зависит от фактических обстоятельств дела. При этом в качестве критериев наличия тесной связи могут выступать факт наличия у компании органов управления либо филиала или представительства (в том числе фактического, т.е. не зарегистрированного) на территории России, наличие сайта в российской доменной зоне, ориентированность деятельности компании на российского потребителя, нахождение основных доказательств по делу на территории России и другие факторы.

Проект Постановления также содержит важные разъяснения, направленные на пресечение процессуальных злоупотреблений со стороны участников процесса. В частности, иностранное лицо, не согласное с компетенцией российского суда, должно представить суду соответствующие возражения в первую очередь, до высказывания своей позиции по существу спора. В противном случае иностранный участник утрачивает право возражать против рассмотрения дела в российском суде.

Кроме того, Верховный Суд планирует дать ряд разъяснений, важных для истцов, намеренных судиться против иностранных компаний, в частности, по вопросам подтверждения статуса иностранного ответчика и его извещения о процессе. Для подтверждения статуса ответчика необходимо представить суду документы, подтверждающие государственную регистрацию ответчика (в этих целях представляется выписка из иностранного реестра, налоговых документов на иностранную компанию может оказаться недостаточно). Также вводится принцип «эффективного извещения» – если истец представит доказательства того, что иностранный ответчик знает о процессе (в частности, направил в суд документы или своего представителя, сделал публичные заявления о процессе в СМИ), то извещать его по официальной процедуре не требуется, и в дальнейшем ответчик должен следить за ходом процесса самостоятельно.

Принятие проекта Постановления ВС РФ в окончательной форме планируется в самое ближайшее время, после его доработки по итогам обсуждения.