29.07.2016 — Ключевая ставка Центрального банка останется неизменной
На предыдущем заседании, состоявшемся в июне 2016 года, Центральный банк снизил свою ключевую ставку с 11% до 10,5%. На последнем заседании совета директоров, прошедшем 29 июля, Банк России принял решение сохранить ключевую ставку на прежнем уровне. Такое решение основано на внешних экономических факторах, в том числе связано с падением нефти и рубля.
При этом аналитики поясняют, что при более длительном и устойчивом снижении инфляции, а также при наличии благоприятного внешнего фона, Центральный банк может снизить ключевую ставку до – 9,5%. Напомним, что ключевая ставка является важным показателем и используется для расчетов, в том числе в юридических отношениях. В частности, с недавнего времени ключевая ставка стала использоваться при расчете процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).
28.07.2016 — Минэкономразвития предлагает изменить правила проведения проверок компаний
Минэкономразвития разработало законопроект «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в РФ», который призван изменить регулирование контрольно-надзорной деятельности всех органов исполнительной власти за исключением контроля со стороны силовых структур и административного производства.
Законопроект вводит ряд принципиально новых положений относительно порядка проведения проверок. В частности, список оснований для внеплановых проверок становится закрытым, вводится запрет на проверки по анонимным жалобам и обязательность согласования внеплановых проверок с прокуратурой. Кроме того, предъявляемые при проверках требования к проверяемой компании должны быть предварительно опубликованы.
Вполне ожидаемо, что законопроект вызвал ряд принципиальных возражений со стороны контролирующих ведомств. ФАС, ФНС, Росфинмониторинг, Ростехнадзор и ряд иных федеральных служб требуют для себя автономного статуса и возражают против распространения на них предлагаемых единых правил проведения государственного контроля. Минэкономразвития видит необходимость урегулирования возникших разногласий на политическом уровне.
27.07.2016 — Росреестр снижает кадастровую стоимость недвижимости в более чем половине случаев
В связи с несовершенством используемых методов массовой кадастровой оценки объектов недвижимости Росреестр вынужден удовлетворять заявления собственников о снижении кадастровой стоимости более чем в половине случаев. Суды также охотно пересматривают кадастровую оценку в тех случаях, когда собственникам не удается добиться ее снижения в Росреестре.
Согласно статистике, приведенной на сайте Росреестра, кадастровая стоимость объектов недвижимости завышена в среднем на 30%, что влечет за собой большое число заявлений собственников об оспаривании результатов массовой кадастровой оценки. За первую половину 2016 года поступило в 1,5 раза больше обращений по сравнению с 2015 годом.
Такие показатели, по мнению Росреестра, вызваны несовершенством существующей системы определения кадастровой стоимости, которую проводят независимые оценщики, привлекаемые в каждом отдельном субъекте РФ местными властями по своему усмотрению. В ближайшее время данная система будет существенным образом реформирована. С 1 января 2017 года вступает в силу закон, предусматривающий передачу полномочий по определению кадастровой стоимости специализированным государственным кадастровым оценщикам, использующим единую методику кадастровой оценки по всей России.
26.07.2016 — Предполагается создание единого реестра граждан к 2025 году
По данным Правительства, единый реестр граждан будет представлять собой единую информационную базу о живых и умерших россиянах и постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан, включая ИНН, СНИЛС, паспортные данные и иную необходимую информацию. Ожидается, что наличие такого реестра позволит более оптимально оказывать госуслуги и снизит расходы государства.
Формирование реестра будет происходить на основе пока еще децентрализованных ресурсов ЗАГС, а также за счет данных ФНС России и других ведомств. По некоторым данным, единая база данных будет содержать не только основные сведения о лицах, такие как ФИО, дата и место рождения, но и основные идентификаторы личности (ИНН, СНИЛС, паспортные данные и т.д.), а также, возможно, информацию о месте жительстве, месте работы либо учебы, судимости и ряд иных сведений.
25.07.2016 — Предельный десятилетний срок исковой давности должен начинать течь не ранее 1 сентября 2013
Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об уточнении порядка исчисления предельного десятилетнего срока исковой давности. Согласно предлагаемым поправкам недавно установленный в законе предельный десятилетний срок исковой давности по обязательствам с неопределенным сроком исполнения начинает течь не ранее 1 сентября 2013 года.
Напомним, что с 1 января 2013 года для обязательств, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, закон установил предельный десятилетний срок исковой давности, который, по общему правилу, начинает течь с момента возникновения обязательства. Предельный срок был введен с целью обеспечить компромисс и, с одной стороны, установить достаточный срок для судебной защиты обязательств до востребования, но, с другой стороны, исключить судебную защиту требований, возникших значительно ранее их осуществления.
Однако поскольку ранее такой предельный срок законодательством не предусматривался, а правило о его применении действует с обратной силой, на практике получилось, что к настоящему моменту срок исковой давности по ряду обязательств уже истек, в то время как заявитель так и не успел обратиться в суд. Конституционный Суд признал такое положение дел неконституционным, и Правительство в целях реализации его позиции инициировало внесение в закон соответствующих изменений, предусматривающих, что предельный срок начинает течь не ранее даты его закрепления в законодательства (то есть с 1 сентября 2013). При этом лицам, которым уже было отказано в иске по причине пропуска предельного срока исковой давности, будет предоставлено право обжаловать соответствующие судебные акты.