09.09.2016 — Земельная реформа: девелоперам станет проще добиться нужной категории разрешенного использования земель
В Государственную Думу внесены поправки, предполагающие переход от деления земель на категории к территориальному зонированию. Таким образом, вместо семи категорий земель появятся 16 видов территориальных зон (жилые, производственные, сельскохозяйственные и др.), 21 зона с особыми условиями использования (для объектов транспорта, связи, энергетики, обороны и культурного наследия), а земли лесного и водного фондов и особо охраняемых природных территорий получат особый статус. Для девелоперов изменения будут благоприятны, так как они также связаны с упрощением порядка изменения разрешенного использования земель.
Планируется, что новые правила будут применяться с начала 2021 года. Предварительно федеральные, региональные и муниципальные власти должны будут разработать соответствующие правила землепользования и застройки, а также сельскохозяйственные и градостроительные регламенты.
Предлагаемые поправки влекут за собой благоприятные изменения для строительного бизнеса. В частности, согласно нововведениям правообладатели земельных участков смогут самостоятельно выбирать любой вид разрешенного использования из числа предусмотренных для соответствующей территориальной зоны без дополнительных согласований.
Однако в обществе высказываются опасения, что в результате поправок могут быть застроены сельскохозяйственные земли и леса, а также могут быть пролоббированы поправок, выгодные местному бизнесу, поскольку принятие ряда значимых решений в указанной области поправками будет передано на уровень муниципальной власти.
08.09.2016 — Киберпреступления приравняют к краже
Ввиду того, что существующее наказание для хакеров не соответствует размеру причиняемого ими реального ущерба, Сбербанк и Министерство внутренних дел (МВД) при поддержке Банка России разработали поправки, уравнивающие киберпреступления и кражи. Положения законопроекта основаны, в том числе, на зарубежном опыте других развитых стран, таких как США, где за кибермошенничество можно получить до 25 лет лишения свободы.
Напомним, что на данный момент кибепреступление рассматривается как акт мошенничества. При этом максимальное наказание за него в России в настоящий момент составляет до 5 лет лишения свободы. Зачастую киберпреступники получают лишь условные сроки, что, по мнению Банка России, является абсолютно несоразмерной мерой наказания.
Однако существуют опасения, что подобные нововведения носят излишне жесткий характер. В частности, размытость формулировок законопроекта позволяет подвести под состав преступления даже скачивание нелицензионного программного обеспечения, для которого предлагаемое законопроектом наказание все же будет несоразмерно строгим.
07.09.2016 — Затяжной экономический кризис в России вызвал новую волну банкротств
Как следует из исследования Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в июне 2016 года из-за снижения рентабельности активов было ликвидировано более 1100 компаний, работающих в основном в сфере торговли, строительства, машиностроения и коммерческих услуг. Кроме того, растет задолженность компаний по зарплатам и по кредитам, на настоящий момент она на 80% превысила аналогичные показатели по итогам 2014 года.
Основными причинами увеличения числа банкротств эксперты называют затяжной экономический кризис, падение показателей ВВП, снижение покупательной способности, а также неоднозначные прогнозы касательно дальнейшего экономического роста страны.
Наибольшая интенсивность банкротств выявлена в Южном округе (на 42% выше средней по стране) и в Центральном округе (на 10% выше средней по стране), а наименьший уровень банкротств зафиксирован в Северо-Кавказском и Северо-Западном округах. В Дальневосточном округе даже зафиксировано снижение числа банкротств на 18,2%.
С целью избежать сделок с компаниями, находящимися на грани банкротства, стоит перед заключением сделок проводить тщательную проверку контрагентов, обращая внимание, в первую очередь, на финансовые показатели предприятий, такие как устойчивое состояние рентабельности активов компании и показатели текущей ликвидности.
06.09.2016 — Минюст обеспечит дополнительную защиту прав кредиторов
Министерство юстиции (Минюст) готовит поправки, согласно которым банкам запрещается открывать счета и вклады организациям, в отношении которых ранее было принято решение о приостановлении операций по счетам. Кроме того, поправки предполагают, что при создании или реорганизации юридического лица и при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя регистрирующему органу необходимо будет предъявить справку об отсутствии задолженности по исполнительным производствам. Предполагается, что нововведения вступят в силу в январе 2017 года.
Законопроект в первую очередь направлен на сокращение общего числа компаний-должников. По данным Федеральной налоговой службы к середине 2016 года совокупная задолженность организаций и индивидуальных предпринимателей только перед бюджетной системой (включая налоги и пени) составляла 1,3 трлн. рублей.
Авторы законопроекта полагают, что введение заперта на открытие банковских счетов станет крайне эффективным инструментом, способствующим защите прав кредиторов. Однако не все специалисты согласны с обоснованностью инициативы Минюста. Высказывается позиция, что запрет на открытие банковских счетов и вкладов нарушает конституционное право на свободу предпринимательства и фактически блокирует деятельность юридического лица.
05.09.2016 — В рамках автоматического обмена информацией банкам придется раскрывать данные об иностранных клиентах
Министерство финансов (Минфин) обнародовало законопроект, согласно которому банки, управляющие и страховые компании, депозитарии, брокеры, пенсионные фонды и трасты обязаны передавать в ФНС данные о счетах своих иностранных клиентов. За отказ передать информацию или нарушение сроков такой передачи установлен штраф – от 300 000 до 500 000 рублей.
В дальнейшем собранная информация об инвестиционных доходах клиентов, о продаже акций, балансе счета, процентах по вкладам, облигациям, договорам накопительного страхования, платежам и остаткам на счетах будет передана налоговым органам стран-участников соглашения об автоматическом обмене информации.
Предоставлять информацию нужно будет обо всех иностранных резидентах, а не только о резидентах тех стран, с которыми налажен обмен информацией. Подлинность сведений банкам придется проверять самостоятельно. При этом согласие клиента на предоставление информации не требуется. Если же клиент не захочет раскрыть данные, финансовая организация сможет отказаться открыть счет или расторгнуть уже заключенный договор и закрыть счет.