28.10.2016 — Суд прекратил разбирательство по иску гражданина РФ против иностранного государства
28 октября Арбитражный суд города Москвы прекратил производство по делу № А40-165646/2016, инициированному российским гражданином Владимиром Антоновым против Литовской Республики. В рамках судебного дела Владимир Антонов, бывший акционер литовского банка Snoras, требовал компенсировать ему убытки, причинённые национализацией банка, а также вред деловой репутации, нанесённый высказываниями Президента Литвы Дали Грибаускайте. Общая сумма заявленных г-ном Антоновым убытков превысила 40 миллиардов рублей.
Позиция Литвы сводилась к невозможности рассмотрения данного дела в российском суде ввиду наличия у иностранного государства юрисдикционного иммунитета. При этом Литва апеллировала к ряду международных договоров с Российской Федерацией, а также к новым положениям российского законодательства об иммунитетах иностранного государства.
Несмотря на представленные адвокатом г-на Антонова доказательства в пользу частноправового характера возникшего спора и ссылку на принцип взаимности, Арбитражный суд города Москвы по ходатайству Литвы прекратил производство по делу, не давая оценку требованиям г-на Антонова по существу. Г-н Антонов вправе обжаловать решение суда в вышестоящие инстанции в течение месяца.
27.10.2016 — Новые санкции США против Главгосэкспертизы РФ: участие в крупных строительных проектах федерального значения для американских резидентов будет затруднено
Санкционный список США был вновь расширен в качестве ответа на строительство Российской Федерацией Керченского моста, соединяющего основную часть территории России с Крымом. Под санкциями оказались все организации, принимавшие участие в строительстве, в том числе и Главгосэкспертиза России, которая оценивала проект Керченского моста. В результате американские компании не смогут взаимодействовать с Главгосэкспертизой, что существенно затруднит либо в некоторых случаях сделает невозможным их участие в крупных строительных проектах федерального значения.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» является государственным экспертным учреждением, ответственным за проведение обязательной государственной экспертизы проектной документации по всем крупномасштабным строительным проектам, в том числе связанным со строительством объектов федерального значения, а также с созданием особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
Включение Главгосэкспертизы в санкционный список США на практике означает, что американские компании и граждане более не вправе вступать с ней в имущественные отношения. Фактически это приведет к тому, что участие американских резидентов в крупных строительных проектах, по которым получение заключения Главгосэкспертизы является обязательным, будет существенно затруднено, по крайней мере, на начальных стадиях таких проектов. Кроме того, проблемы могут возникнуть у компаний, контролируемых резидентами США, а также при проведении платежей в связи с такими проектами через финансовые учреждения США.
До этого американские санкции не распространялись на организации, взаимодействие с которыми в силу закона является обязательным для американских инвесторов в России. В связи с этим Американская торговая палата в России в интересах американского бизнеса обратилась к уполномоченным государственным органам США за разъяснениями относительно сложившейся ситуации. При этом немаловажно, что на данный момент Европейский союз санкции США против Главгосэкспертизы не поддержал.
26.10.2016 — В 2017 году планируется установить запрет на «ростовщические проценты»
В начале следующего года Государственная Дума рассмотрит законопроект, запрещающий установление чрезмерно высоких процентов в кредитном договоре. В случае принятия законопроекта максимально допустимый размер процентной ставки будет привязан к средневзвешенной процентной ставке по кредитам в рамках конкретного региона. Ставки, существенно превышающие указанный размер, будут признаны недействительными.
По мнению участвовавшего в подготовке законопроекта главы комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Государственной Думы Павла Крашенинникова, основной целью проекта данного документа является пересечение имеющихся на практике злоупотреблений. В настоящий момент процентные ставки по кредитным договорам нередко превышают 600-700% годовых. При этом единственным существующим в настоящее время законодательным механизмом для оспаривания подобного рода сделок является ст. 179 ГК РФ, устанавливающая запрет на кабальные сделки. Однако упомянутая статья довольно редко применяется судами на практике, поскольку предполагает сложный состав доказывания.
В связи с этим в гражданское законодательство предлагается вернуть понятие «ростовщических процентов», запрет на которые существовал до революции 1917 года. В качестве таковых будут квалифицироваться проценты, существенно превышающие среднюю ставку по кредитам в конкретном субъекте Российской Федерации. Аналогичное предложение уже обсуждалось в конце прошлого созыва Государственной Думы, однако его рассмотрение затянулось в связи с необходимостью согласования с ЦБ РФ и Правительством РФ.
25.10.2016 — Утверждены каникулы и праздничные дни на 2017 год
Правительство РФ утвердило график выходных и праздничных дней на 2017 год. Самыми длинными будут новогодние праздники, которые продлятся 9 дней (с 31 декабря по 8 января). Также четырехдневные выходные будут в феврале (с 23 по 26 февраля) и в мае (с 6 по 9 мая).
Нерабочим праздничным днем будет 8 марта. Непродолжительные трехдневные каникулы будут также в апреле (с 29 апреля по 1 мая), июне (с 10 по 12 июня) и ноябре (с 4 по 6 ноября).
24.10.2016 — В рейтинге Doing Business Россия потеряла четыре позиции
Согласно опубликованному группой Всемирного Банка ежегодному рейтингу Doing Business – 2017 Россия в итоговом зачете опустилась с 36-го места, которое она занимала в 2016 году, на 40-е место. В тройку лидеров вошли Новая Зеландия, Сингапур и Дания.
Падение России в общем рейтинге обусловлено ухудшением ее показателей практически по всем, в том числе по таким традиционно сильным для России направлениям, как обеспечение исполнения контрактов (12-е место вместо 8-го в прошлом году) и регистрация собственности (9-е место против 8-го места в прошлом году).
Тем не менее, по ряду показателей Россия улучшила свои позиции в связи с проведенными в этом году реформами. В частности, в сфере защиты миноритарных инвесторов РФ поднялась с 61-го на 53-е место. Также имеется значительное улучшение по показателю простоты регистрации предприятий, в котором Россия поднялась с 37-го на 26-е место. Самые низкие показатели, как и прежде, Россия имеет в сферах получения разрешения на строительство (115-е место против 117-го в прошлом году) и международной торговли (140-е место против 138-го).