10.11.2017 — Банк России снизил ключевую ставку до 8,25% годовых
27 октября Совет директоров Банка России принял решение о снижении ключевой ставки с 8,5% до 8,25%. Основной причиной снижения ключевой ставки стало сохранение низкого уровня инфляции на уровне 4%. Соответствующее информационное письмо Банка России было опубликовано 30 октября – с указанной даты необходимо использовать новую ключевую ставку при расчетах установленных законом и применяемых по умолчанию процентов (в частности, мораторных процентов в банкротстве и процентов за неисполнение денежного обязательства), а также для определения максимального предела снижения неустойки.
Банк России снизил ключевую ставку на 25 базисных пунктов — до 8,25% годовых (см. информацию ЦБ от 30 октября 2017). Это уже пятое понижение ключевой ставки с начала года. Решение снизить ключевую ставку обусловлено отклонением инфляции вниз от данного ранее прогноза, вследствие чего Банк России принял решение о постепенном переходе от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике.
Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассмотрена возможность очередного снижения ключевой ставки, состоится 15 декабря 2017.
09.11.2017 — Новые санкции США против России
27 октября Госдепартамент США опубликовал список российских организаций и компаний оборонного и разведывательного сектора, сотрудничество с которыми может быть чревато введением американских санкций.
Санкционный список включает в себя спецслужбы (Федеральную службу безопасности, Службу внешней разведки, Главное разведывательное управление), а также 39 предприятий оборонно-промышленного комплекса (компании «Рособоронэкспорт», «Ижмаш», «Калашников», «Ростех», «МиГ», «Сухой», «Туполев» и др). Большинство данных компаний уже находились под санкциями ранее.
Согласно новому документу Президент США вправе вводить косвенные санкции в отношении граждан США и других стран, которые совершают «существенные» сделки с российскими организациями из данного списка.
Новые санкции против России вступят в силу 28 ноября 2017 года.
08.11.2017 — Верховный Суд: принадлежащие компании-банкроту доли в уставном капитале другого общества нельзя продавать без торгов
В одном из недавних дел Верховный Суд рассматривал вопрос о том, можно ли продать принадлежащие компании-банкроту доли в уставном капитале другого общества в упрощенном порядке без проведения электронных торгов. В рассмотренном случае стоимость долей была оценена независимым оценщиком как нулевая, в связи с чем собрание кредиторов приняло решение об их продаже третьему лицу за символическую плату как малоценного имущества, пользуясь установленным законом о банкротстве исключением из общего правила о продаже имущества на электронных торгах. С этим не согласился один из кредиторов и обжаловал решение собрания кредиторов в суде, поскольку даже по данным ЕГРЮЛ номинальная стоимость долей составляла 250 млн. рублей, что не позволяло отнести имущество к разряду малоценного. Верховный Суд согласился с доводами истца и признал решение собрания кредиторов о продаже долей по прямому договору без проведения торгов недействительным.
В данном деле (дело № А40-46798/2013) собранием кредиторов банкротящейся компании было принято решение о продаже долей участия компании в другом обществе по символической цене в 2 руб. Несмотря на то, что по данным ЕГРЮЛ номинальная стоимость долей составляла 250 млн. руб., привлеченный конкурсным управляющим независимый оценщик оценил стоимость долей как нулевую, в связи с чем на собрании кредиторов было принято решение о продаже долей без торгов третьему лицу как малоценного имущества.
Однако один из кредиторов не согласился с таким подходом и обжаловал решение собрания кредиторов в суд. Суды всех инстанций отказали в удовлетворении его требований, в том числе со ссылкой на то, что отчет оценщика истец не оспорил, а закон о банкротстве устанавливает специальное исключение, согласно которому малоценное имущество стоимостью менее 100 000 рублей может быть продано без торгов, в случае принятия соответствующего решения собранием кредиторов.
Однако Верховный Суд с позицией нижестоящих судов не согласился и удовлетворил требования истца, признав решение собрания кредиторов недействительным. При этом Верховный Суд обратил внимание на то, что истец, вопреки мнению нижестоящих судов, не обязан был предварительно обжаловать отчет оценщика – ему достаточно было представить в суд доказательства того, что стоимость доли выше, чем указано в отчете. Кроме того, Верховный Суд указал на то, что даже если бы доля действительно была полностью неликвидной, как это было указано в отчете оценщика, то в соответствии с законом о банкротстве ее следовало предложить кредиторам в качестве отступного, а не продавать по прямому договору третьему лицу за символическую плату.
07.11.2017 — Самовольное строительство: усиление гарантий прав владельцев самовольных построек с одновременным повышением штрафов за их эксплуатацию
Правительство разработало ряд реформ в сфере регулирования самовольного строительства и вынесло их на рассмотрение Государственной Думы. Изменения предусматривают усиление гарантий прав владельцев самовольных построек – теперь снос построек, право собственности на которые зарегистрировано в государственном реестре, будет возможен только по решению суда. При этом их добросовестным приобретателям будет выплачиваться компенсация из бюджета в размере рыночной стоимости постройки и убытков от невозможности ее эксплуатации. Одновременно владельцам самовольных построек планируется в отдельных случаях предоставить возможность вместо сноса привести их в соответствие с установленными требованиями, если выявленные нарушения не носят критичный характер. Вместе с тем Правительство планирует повысить штрафы за эксплуатацию самовольных построек, а также за неисполнение решения суда об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.
Первый из разработанных Правительством РФ законопроектов предлагает внести в законодательство долгожданные поправки, направленные на гарантию защиты прав владельцев самовольных построек, в том числе добросовестных приобретателей построек, которые впоследствии были признаны самовольными.
В первую очередь, поскольку регистрация права собственности на объект недвижимости в реестре не исключает полностью риск признания такого объекта впоследствии самовольной постройкой и принятия решения о его сносе, законопроект предусматривает дополнительные гарантии для собственников зарегистрированных в реестре самовольных построек. В частности, законопроект устанавливает запрет на внесудебный снос таких построек – решение об их сносе сможет принять только суд, но не административные органы. Для добросовестных приобретателей зарегистрированных в реестре самовольных построек законопроектом предусмотрена выплата компенсации из средств казны в размере рыночной стоимости постройки, а также убытков, в том числе упущенной выгоды в связи с невозможностью ее эксплуатации, в частности, в связи с невозможностью сдавать постройку в аренду по уже заключенными договорам.
Законопроект также предусматривает не только возможность сноса самовольной постройки, но и право собственника привести ее в соответствие с установленными требованиями в определенных случаях, когда допущенные нарушения носят устранимый характер. Кроме того, законопроект устанавливает, что если собственник объекта недвижимости не знал и не мог знать об установленных ограничениях по использованию земельного участка на момент строительства, то возведенная постройка не является самовольной.
Одновременно с вышеуказанным законопроектом в Государственной Думе будет рассмотрен законопроект, предусматривающий введение в КоАП административных штрафов за самовольное строительство:
- штраф за эксплуатацию самовольной постройки, расположенной на арендованном участке или на участке, приобретенном с публичных торгов с обязательством снести постройку или привести ее в соответствие с установленными требованиями – для компаний составит от 500 тыс. до 1 млн. рублей, в качестве альтернативного наказания деятельность компании может быть приостановлена на срок до 90 суток;
- штраф за неисполнении решения о сносе или приведении самовольной постройки в надлежащее состояние – для компаний составит от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Если законопроекты будут приняты, изменения вступят в силу с июля 2018 года.
06.11.2017 — Россия поднялась на пять позиций в рейтинге Doing Business 2018, заняв 35-е место
Согласно опубликованному Всемирным Банком рейтингу Doing Business 2018 Россия по сравнению с прошлым годом в этом году поднялась с 40-го на 35-е место из 190 стран. Среди традиционно сильных сторон России экспертами были отмечены простота регистрации права собственности (9-е место) и бизнеса (26-е место). Также Россия существенно улучшила свои позиции в сфере международной торговли, в том числе за счет упрощения процедур растаможивания (поднявшись со 140-го до 100-го места), а также в сфере подключения к коммунальным сетям (в данной сфере Россия вошла в топ-10 стран). При этом в качестве слабых позиций были отмечены получение разрешения на строительство (115-е место) и налогообложение (52-е место).
В тройку лидеров рейтинга исходя из совокупной оценки благоприятного бизнес-климата вошли Новая Зеландия (1-е место), Сингапур (2-е место) и Дания (3-е место). России, занявшей 35-е место, удалось опередить всех ближайших партнеров по ЕАЭС – Казахстан (36-е место) и Белоруссию (38-е место), а также по БРИКС – Китай (78-е место), Индию (100-е место) и Бразилию (125-е место).
На поднятие рейтинга России повлиял ряд проведенных за последний год прогрессивных реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата, среди которых эксперты выделили:
- расширение доступа к кредитам за счет совершенствования системы реестра уведомлений о залоге движимого имущества,
- сокращение сроков подачи документов на государственную регистрацию перехода права собственности,
- упрощение порядка уплаты таможенных платежей благодаря их централизованному учету в электронной системе.
В то же время на протяжении длительного времени традиционно слабыми сторонами ведения бизнеса в России эксперты признают сложность получения разрешения на строительство, на что в России уходит в два раза больше времени, чем в среднем в мире (у России по-прежнему 115-е место в данной области), а также длительность и трудоемкость процедуры уплаты налогов (по этому показателю Россия опустилась с 45-го места на 52-е).