12.11.2021 — Минстрой России планирует разрешить использование иностранных стандартов при строительстве и проектировании
Минстрой РФ разработал законопроект, в котором планируется допустить возможность выполнения проектирования и строительства с использованием зарубежных стандартов. Предлагаемые изменения направлены на создание механизмов, позволяющих в качестве обоснования безопасности зданий и сооружений использовать зарубежные технологии, международные строительные кодексы, нормы проектирования, с целью оптимизации и совершенствования процесса строительства.
Законопроект, разработанный Минстроем РФ, предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», закрепляющих возможность включения иностранных стандартов в перечень документов, которые могут использоваться для обоснования строительства и проектирования. Из сопровождающих законопроект документов следует, что при проектировании и строительстве можно будет использовать в том числе европейские стандарты, применяемые для расчёта несущих конструкций строительных сооружений.
Кроме того, законопроект позволяет Минстрою РФ самостоятельно принимать решение о применении в строительстве и проектировании иностранных технических стандартов, что может оказаться особенно важным для зарубежных инвесторов. Разработчики законопроекта также полагают, что с внедрением новых зарубежных технологий будут оперативно внедряться инновационные, энергоэффективные и экологичные технологии и стандарты в строительстве, а также ускорится внедрение новых материалов и технологий в строительную отрасль.
В данный момент документ опубликован на портале нормативных правовых актов и находится в процессе подготовки к внесению в Государственную Думу.
11.11.2021 — Конституционный Суд: постройка не может быть признана самовольной, если собственник не знал о нарушенных им ограничениях в использовании земли
Конституционный Суд высказал позицию, направленную на защиту интересов собственников, постройка которых нарушает ограничения в использовании земельного участка, но которые действовали добросовестно и не знали и не могли знать о нарушенных ими ограничениях. Если в этом случае снос постройки, тем не менее, является объективно необходимым, например, ввиду нарушения требований безопасности, собственник вправе потребовать компенсации убытков, вызванных сносом постройки.
По итогам рассмотрения поступившей жалобы гражданина Конституционный Суд в Постановлении от 11.11.2021 № 48-П высказал позицию о необходимости при рассмотрении судами споров о сносе самовольных построек проверять тот факт, имел ли собственник постройки возможность узнать об установленных ограничениях в использовании земельного участка, которые были им нарушены.
Данная проблема имеет место на практике, поскольку далеко не все ограничения использования участков (в частности, охранные зоны линейных объектов и иные зоны с особыми условиями использования территории), отображены в ЕГРН и сведения о них в открытом доступе зачастую отсутствуют, что лишает собственников возможности узнать о действии соответствующих ограничений при строительстве объекта. При этом цели установления ограничений в использовании земли (например, в случае с охранными зонами опасных производственных объектов) в некоторых случаях требуют осуществления сноса постройки независимо от добросовестности лица, ее создавшего.
В целях поиска баланса частных и публичных интересов в данном вопросе, Конституционный Суд установил необходимость компенсации убытков собственнику постройки, возведенной с нарушением установленных ограничений, если собственник не знал о наличии ограничений и не мог о них знать. Учитывая, что в этом случае снос не является санкцией, он не может выполняться за счет собственника постройки.