Меню:

09.12.2021 — Верховный Суд РФ: введение иностранных санкций в отношении российских лиц достаточно для переноса споров с их участием в российские суды

Российский покупатель («Уралтрансмаш»), в отношении которого были введены санкции США и ЕС, подал заявление в российские суды о наложении на его иностранного поставщика («ПЕСА») антиискового запрета против продолжения иностранного арбитражного разбирательства о взыскании задолженности. Нижестоящие суды отказали в удовлетворении данного заявления, поскольку «Уралтрансмаш» активно участвовал в иностранном арбитражном разбирательстве, что подтверждает отсутствие у него реальных препятствий в доступе к правосудию в связи с иностранными санкциями. Однако Верховный Суд РФ счел, что сам по себе факт введения санкций США и ЕС в отношении российского лица является достаточным для переноса всех споров с его участием в российский суд. В результате российское лицо, попавшее под санкции, фактически может отказаться от любой ранее согласованной арбитражной оговорки и предъявить свои требования напрямую в российские государственные суды. В таком случае российские суды также вправе наложить антиисковой запрет, не позволяющий другой стороне продолжать разбирательство по иску в иностранном государстве под угрозой присуждения судом денежной суммы за неисполнение судебного акта, размер которой может достигнуть суммы иска.

Заявление «Уралтрансмаш» было основано на недавних законодательных поправках, согласно которым российское подсанкционное лицо может перенести все споры в российские суды, если согласованный в договоре порядок разрешения споров стал неисполнимым по причине введения иностранных санкций, создающих такому лицу препятствия в доступе к правосудию (ст.ст. 248.1, 248.2 АПК РФ). Нижестоящие суды истолковали данную фразу о наличии препятствий в доступе к правосудию как устанавливающую отдельное требование и установили, что «Уралтрансмаш» должен был доказать, помимо самого факта введения в отношении него иностранных санкций, также тот факт, что данные санкции создали бы для него реальные препятствия в доступе к правосудию в случае сохранения согласованного порядка разрешения споров. Поскольку «Уралтрансмаш» фактически участвовал в иностранном арбитражном разбирательстве, инициированном его иностранным контрагентом, нижестоящие суды отказали в удовлетворении заявления «Уралтрансмаш» и установили, что ранее согласованное между сторонами положение о разрешении споров в иностранном арбитраже не стало неисполнимым.

Однако Верховный Суд отменил решения нижестоящих судов и указал, что самого по себе факта введения санкций достаточно для реализации права «Уралтрансмаш» на перенос спора в российский суд. При этом отдельное доказывание затруднения в доступе к правосудию в иностранном государстве не требуется, поскольку это презюмируется в связи с враждебным характером иностранных санкций. Таким образом, в случае если в отношении российских лиц введены иностранные санкции, фактически они могут в одностороннем порядке отказаться от ранее согласованной арбитражной оговорки и попытаться понудить иностранную сторону перенести все споры в российский суд путем подачи заявления о запрете инициировать или продолжать разбирательство за рубежом (Определение ВС РФ от 09.12.2021 № 309-ЭС21-6955 (1-3) по делу № А60-36897/2020).

06.12.2021 — Упрощен порядок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства

В начале декабря 2021 г. был принят закон, упрощающий процедуры, связанные с вводом построенного объекта в эксплуатацию и государственной регистрацией прав на него. Принятые поправки предусматривают возможность внесения изменений в разрешение на ввод в эксплуатацию в случае возникновения сложностей на этапе регистрации права собственности на построенный объект, а также механизм регистрации прав на объект сразу при подаче застройщиком заявления на ввод объекта в эксплуатацию.

Принятые законодательные изменения предусматривают оптимизацию и сближение процедур ввода объекта в эксплуатацию и государственной регистрации прав на него. В первую очередь, закон решает зачастую возникающую на практике проблему, когда после ввода объекта в эксплуатацию в ходе государственной регистрации прав на него выявляются разночтения, требующие изменения документов, в частности, технического плана и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. На этот случай закон предусматривает право застройщика обратиться с заявлением о внесении изменений в разрешение на ввод в эксплуатацию, и обязанность уполномоченного органа внести соответствующие изменения в течение 5 рабочих дней.

Кроме того, закон предусматривает возможность проведения государственной регистрации прав на объект капитального строительства сразу при подаче застройщиком заявления на ввод объекта в эксплуатацию. Однако для того, чтобы воспользоваться данным механизмом, застройщик обязан предоставить подтверждение того, что строительство объекта осуществлялось без привлечения средств третьих лиц либо обязательства перед ними исполнены и получено их согласие на государственную регистрацию их права собственности на объекты. Кроме того, указанный порядок не будет применяться к ряду объектов, в частности, возводимых на основании договоров долевого участия в строительстве. Соответствующие изменения вступят в силу с 01.09.2022 (см. ФЗ от 06.12.2021 № 408-ФЗ).