12.02.2016 — Индустриальный парк «Узловая» наращивает мощности
В Тульской области в ускоренном порядке идет строительство крупнейшей в Центральной России промышленной площадки площадью более 2,5 тыс. гектаров «Узловая». С такими темпами запустить основные объекты инженерной инфраструктуры индустриального парка можно будет до конца 2016 года.
В частности были уже смонтированы силовые трансформаторы Siemens. ОАО «ФСК ЕЭС», крупнейшая российская энергетическая компания, предоставит высоковольтные линии электропередачи протяженностью более 7 км. Вырабатываемой мощности должно хватить всем резидентам индустриального парка. Окончание строительства подстанции «Индустриальная» и подключение объекта под напряжение планируется в марте этого года.
За практическую реализацию инвестиционной политики и создание инвестиционной инфраструктуры отвечает Корпорация развития Тульской области. Так, на сегодняшний день разрабатывается план по обеспечению индустриального парка транспортной инфраструктурой, как железнодорожной, так и магистральной. Продолжаются проектно-изыскательные работы по строительству централизованной системы водоснабжения индустриального парка. Завершено проектирование головного газораспределительного пункта промышленной площадки.
Напомним, индустриальный парк "Узловая" готов к размещению логистических и производственных предприятий среднего и крупного бизнеса. А получив статус особой экономической зоны, над чем усердно работает Корпорация развития, резиденты зоны смогут воспользоваться дополнительными таможенными и налоговыми льготами, предоставляемыми на федеральном уровне.
11.02.2016 — Оспорить разъяснения законодательства теперь можно будет в ВС и СИП
Совет Федерации РФ одобрил законопроект, прямо позволяющий физическим лицам и организациям оспаривать акты государственных органов, разъясняющие применение законодательства. Таким образом, должен быть окончательно разрешен спор о том, можно ли оспаривать в судах Письма ФНС, Разъяснения ФТС РФ и иные документы, не содержащие новые нормы права, а лишь разъясняющие и толкующие уже существующие.
В ряде случаев такие разъяснения могли не соответствовать закону, однако суды тем не менее отказывались проверять их, ссылаясь на то, что формально они не являются «нормативными актами» по смыслу АПК и КАС РФ. Теперь разъяснения федеральных государственных органов по первой инстанции будут подлежать рассмотрению в Верховном Суде, а подобные документы органов уровня субъекта РФ и муниципальных образований – в судах субъектов РФ. Суд по интеллектуальным правам наделяется особой административной компетенцией и будет уполномочен рассматривать акты толкования и разъяснения по вопросам права интеллектуальной собственности.
Непосредственным поводом к принятию этих поправок, видимо, стало недавнее Постановление Конституционного суда по жалобе ОАО «Газпром нефть», в котором рассматривался отказ ВС РФ проверить законность одного из Писем ФНС. Конституционный суд указал, что формальный подход судов, указывающих, что Письма не создают обязательные для участников оборота нормы права, не соответствует Конституции.
Действительно, на практике Письма ФНС для сотрудников самой ФНС зачастую являются даже более важным, чем разъясняемый закон, источником, а поэтому напрямую применяются к налогоплательщикам. Возможность оспорить содержание таких писем, прямо предусмотренная в законе, призвана защитить от произвола государственных органов и муниципальных образований.
10.02.2016 — Верховный Суд разъяснил вопросы о возмещении судебных издержек
Одним из первых постановлений, принятых Верховным Судом РФ в 2016 г., стало постановление о возмещении судебных издержек, понесенных участниками судебного дела в связи с его рассмотрением. В целом, Верховный Суд поддержал и развил позиции, выработанные его предшественником Высшим Арбитражным Судом РФ в 2012-2014 гг., а также дал разъяснения по ряду вопросов, практика по которым до сих пор складывалась неоднозначно.
Согласно общему правилу выигравшая сторона вправе взыскать понесенные ею судебные издержки с проигравшей стороны. При этом ВС РФ подчеркнул, что судебные издержки могут быть взысканы как при рассмотрении спора по существу, так и в случае прекращения производства по делу либо оставления искового заявления без рассмотрения.
Также ВС РФ рекомендовал при взыскании оценивать фактическое процессуальное поведение участников судебного спора. Этот подход позволяет взыскивать судебные расходы не только сторонам дела, но и третьим лицам, привлеченным к участию в деле.
Из позитивных моментов следует также отметить факт отнесения ВС РФ к судебным издержкам расходов, понесенных в связи с обязательным досудебным урегулированием спора, и расходов по сбору доказательств до предъявления искового заявления. Ранее суды во многих случаях исключали данные расходы из общей суммы судебных издержек.
Между тем, некоторые предложенные ВС подходы могут изменить судебную практику. В частности, ВС подтвердил право нижестоящих судов снижать сумму заявленных ко взысканию судебных расходов по собственной инициативе, если такая сумма, с точки зрения суда, носит явно неразумный характер. При этом отсутствие четких ориентиров для оценки разумности суммы судебных расходов может привести к активному снижению судами сумм расходов в силу своих личных представлений о разумности.
Также ВС РФ указал на то, что разумность судебных расходов на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя. Данное утверждение фактически может нивелировать существовавший ранее подход о необходимости учитывать рейтинговый уровень представителя, высказанный в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 16067/11.
09.02.2016 — Минэкономразвития РФ предложил размер платы за выписки из Единого государственного реестра недвижимости
С 01 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которым предусмотрено создание нового реестра недвижимости - Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), объединяющего в себе сведения кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимого имущества, а также иные сведения об объекте недвижимого имущества. В настоящее время данные сведения содержаться в различных государственных реестрах и иных источниках, что осложняет процесс получения интересующей информации.
В целях реализации закона Минэкономразвития России разработало проект приказа "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН. Размер платы за предоставление информации будет различаться в зависимости от формы предоставления сведений (предоставление сведений в письменной форме, либо в виде электронного документа), а также в зависимости от того, кто является заявителем (физическое лицо, юридическое лицо, орган государственной власти).
Вместе с тем стоит отметить, что размер платы, которую планируется взимать согласно проекту приказа, существенно превышает существующие на настоящий момент расценки на подобные государственные услуги. Так, плата за получение выписки об объекте недвижимого имущества из ЕГРП в форме электронного документа, при заказе выписки физическим лицом, сейчас составляет 150 рублей (300 рублей при заказе юридическим лицом), в то время, как за аналогичную информацию из ЕГРН необходимо будет заплатить 525 рублей (1050 рублей для юридического лица). До 23 февраля текущего года проект приказа будет проходить общественное обсуждение.
08.02.2016 — Установлены ограничения ответственности саморегулируемой организации
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству разъяснил, что субсидиарную ответственность за вред, причиненный подрядчиком, в ряде случаев несет саморегулируемая организация, членом которой он является.
В Письме от 04.02.2016 № 3.31-22/88 Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству разъяснил случаи, когда за нарушения в строительстве отвечает не только сам подрядчик, но и его саморегулируемая организация. СРО возмещает вред в субсидиарном порядке за счет средств компенсационного фонда. Такая ответственность наступает при соблюдении двух условий:
- вред причинен жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде, объектам культурного наследия;
- указанный вред причинен вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Однако на СРО не возлагается обязанность выплачивать из компенсационного фонда средства, чтобы возместить ненадлежащее исполнение договорных обязательств подрядчиком.