19.02.2016 — Минпромторг требует запретить валютную аренду
В свете изменившихся экономических реалий, в особенности на валютном рынке, остро встал вопрос о фиксировании курса иностранной валюты в договорах аренды. В том числе заместитель министра промышленности и торговли Виктора Евтухова предложил девелоперам торговой недвижимости добровольно перейти на официальную валюту РФ - рубль.
В первую очередь, данное предложение затрагивает интересы ритейлеров, реализующих свой товар в розничных сетях. Они столкнулись с серьезной проблемой, так как в связи с изменением курса валют их расходы на аренду увеличились почти в 2,5 раза, при этом в доходной части не ожидается подобных улучшений. При этом Минпромторг заявляет, что если с девелоперами не удастся договориться, они подготовят соответствующий законопроект и внесут его на рассмотрение.
Напомним, недавно Московский Арбитражный суд вынес решение по делу Вымпелком v. Тизприбор, которое устанавливает пределы колебаний валютного курса в договоре аренды, таким образом, принудив Тизприбор пересмотреть положения этого договора. Данное решение противоречит общеизвестной судебной практике, где валютные колебания не рассматривались как существенные изменения обстоятельств и считались предсказуемыми, и может таким образом послужить прецедентом для дальнейшего разрешения ситуации в пользу арендаторов.
18.02.2016 — Статистика деятельности малого и среднего бизнеса: Росстат утвердил указания по заполнению формы
В рамках сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства Росстат утвердил указания по заполнению формы отчетности (приказ Росстата от 29 января 2016 г. № 33 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия").
Участие в сборе сведений обязательно только для малых предприятий, соответствующих определенным критериям. К таким критериям относятся, в том числе, количество работников (15-100 человек), размер выручки без НДС или балансовая стоимость активов предприятия (120 млн. - 800 млн. руб.), применение УСН и т.д. Не подходящие под данные критерии ИП и микропредприятия данную форму статотчетности не представляют.
Обратите внимание, что новые правила заполнения будут действовать уже в первый квартал этого года. При этом сдать заполненную форму статочетности в территориальный орган Росстата по месту нахождения организации или по месту фактического осуществления деятельности нужно будет до 29 апреля 2016 года включительно.
17.02.2016 — Оспаривание разъяснений законодательства: что, где и как?
15 февраля 2016 года опубликован ряд федеральных законов, направленных на урегулирование ситуации с возможностью и порядком оспаривания разъяснений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Поправки вступят в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.
Так, изменения затрагивают Арбитражно-процессуальный кодекс РФ. Полномочия по рассмотрению в первой инстанции разъясняющих писем федеральных органов исполнительной власти в интеллектуальной сфере предоставлены Суду по интеллектуальным правам. Дело относится к компетенции Суда по интеллектуальным правам, если разъяснения законодательства затрагивают, например, патентные права и права на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.
В Кодексе административного судопроизводства РФ расширены полномочия Верховного суда касательно оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, в том числе ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
При рассмотрении дела суд выясняет:
1) затронуты ли оспариваемым актом права, свободы и законные интересы истца;
2) обладает ли акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
3) соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.
Обязанность доказывания законности таких актов возложена на орган, организацию или должностное лицо, которые приняли акт, однако, истец должен доказать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым актом.
В настоящий момент не ясно, будут ли государственные органы заинтересованы в доказывании наличия нормативных свойств у оспариваемых актов. Во многом, эффективность вводимых в законодательство положений будет зависеть от первой практики рассмотрения подобных дел в судах.
16.02.2016 — Политика деофшоризации – запрет на субсидии и бюджетные инвестиции иностранным компаниям
Федеральным законом от 15.02.2016 N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" иностранным юридическим лицам, в особенности офшорным компаниям, запрещено оказывать государственную поддержку в форме субсидий и бюджетных инвестиций.
Поправки нацелены на предотвращение правительственной финансовой поддержки иностранным юридическим лицам, в частности офшорам. С 2017 года иностранным юридическим лицам больше не будут предоставлять субсидии, государственные или муниципальные гарантии, бюджетные инвестиции. Аналогичный запрет распространяется на российские компании с долей участия офшорных предприятий от 50%. Гарантии, выпущенные с нарушением этих запретов, будут считаться недействительными, а любые платежи, осуществленные на основании таких гарантий, будут возвращены в бюджет.
Придерживаясь той же самой политики, все средства, полученные при поддержке правительственных организаций, запрещено переводить в иностранную валюту, исключая те случае, когда валютные операции необходимы, например, для покупки высокотехнологичного иностранного оборудования, а также в некоторых других случаях, прописанных в законе. Несоблюдение данных условий правительственного финансирования приведет к обязательному возмещению финансов в бюджет. Данные ограничения вступают в силу с момента опубликования.
15.02.2016 — Перерасчет налога по кадастровой стоимости законен только после внесения изменений в кадастр недвижимости
ФНС России разъяснила, что в случае оспаривания результатов кадастровой оценки земельных участков в суде, использовать новую кадастровую стоимость при исчислении налоговой базы для земельного налога можно только после внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости. (Информационное письмо ФНС России от 12.02.2016 "Об исчислении земельного налога").
В настоящее время в целях снижения налогового бремени по земельному налогу предприниматели активно оспаривают результаты кадастровой оценки земельных участков и объектов недвижимости, которые были многократно завышены в силу применения массового метода кадастровой оценки. Однако для целей снижения кадастровой стоимости и применения новых данных при расчете налоговой базы недостаточно оспорить кадастровую стоимость в специальной комиссии либо в суде. Необходимо, чтобы на основании вступившего в законную силу решения суда были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно налоговому законодательству при исчислении земельного налога следует руководствоваться информацией о кадастровой стоимости, содержащейся в государственном кадастре недвижимости. В этой связи налогоплательщики не вправе исчислять земельный налог исходя из данных о новой стоимости земли до момента их внесения в кадастр недвижимости.