Меню:

04.11.2016 — Суды пресекают налоговую оптимизацию с использованием cоглашений об избежании двойного налогообложения

Арбитражный суд города Москвы рассмотрел известное дело ПАО «Северсталь» (№ А40-113217/2016), в котором компания перечислила дивиденды в пользу своих кипрских материнских компаний с использованием ставки налога 5%, руководствуясь Соглашением об избежании двойного налогообложения между РФ и Кипром, а не по ставке 15%, применимой по общему правилу. Однако ФНС, а затем и суд установили, что кипрские компании являлись номинальными, фактической деятельности не осуществляли и лишь перечисляли полученные суммы действительному бенефициару. При этом суд отверг письмо налогового органа Республики Кипр, в котором утверждалось обратное. В результате ПАО «Северсталь» были доначислены налоги по стандартным ставкам без учета льготных ставок, установленных Соглашением с Кипром.

В настоящий момент Российской Федерацией заключены со многими странами мира  международные договоры, предусматривающие пониженные ставки налогообложения для компаний, являющихся резидентами соответствующих стран. В результате на практике распространился способ налоговой оптимизации, посредством которой дивиденды российских компаний направляются через номинальные компании, зарегистрированные в таких странах, с применением пониженных налоговых ставки, установленных в соглашениях об избежании двойного налогообложения. Получив денежные средства из России, номинальные компании в качестве возврата займа или иным способом немедленно перечисляют полученные денежные средства в адрес фактических бенефициаров, находящихся в России или в других странах, которые по общему правилу не могли бы претендовать на применение пониженной ставки налога.

Для противодействия указанной практике в НК РФ недавно были внесены изменения, в соответствии с которыми пониженные ставки налога, установленные в международных договорах, применяются только в случае, если деньги направляются непосредственно конечным бенефициарам. В судебной практике, в частности, в деле ПАО «Северсталь», был выработан аналогичный подход, в соответствии с которым к дивидендам, перечисляемым в адрес компании, не занимающейся реальной предпринимательской деятельностью, а только перечисляющей полученные доходы в иные юрисдикции, пониженная ставка налога не применяется. Факт «номинальности» компании может быть установлен, например, на основании ее финансовой отчетности, учредительных документов и характера денежных потоков. 

03.11.2016 — ФАС планирует распространить антимонопольный контроль на интеллектуальную собственность

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала поправки в законодательство о конкуренции, предполагающие частичное распространение антимонопольного регулирования на сферу интеллектуальной собственности, которая ранее традиционно была исключена из сферы антимонопольных запретов на антиконкурентные соглашения. ФАС предлагает ограничить указанный иммунитет и открыть возможности для антимонопольного контроля за сферой обращения товаров, произведенных с использованием исключительных прав.

Планы по распространению антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность ФАС хотела реализовать еще в рамках принятия четвертого антимонопольного пакета. Однако на тот момент иммунитет сферы IP удалось отстоять, и в принятом законе было специально указано, что владельцев исключительных прав нельзя обвинить в злоупотреблении доминирующим положением на рынке или создании картеля.

Тем не менее, на уровне судебной практики в настоящий момент ФАС успешно продвигает обратную идею о необходимости антимонопольного контроля за правообладателями исключительных прав. В громких делах против компании Teva и компании Google ФАС удалось в суде отстоять законность выданных предписаний об устранении антимонопольных нарушений и обязать компании обеспечить недискриминационный доступ к их товарам (лекарствам и мобильным приложениям), несмотря на доводы о наличии у компаний исключительных прав на указанные товары. ФАС, а вслед за ней и суды посчитали, что компании, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, не должны нарушать законодательство о конкуренции независимо от наличия у них исключительных прав на реализуемые ими товары.

В разрабатываемом в настоящий момент законопроекте ФАС предлагает закрепить указанную идею на уровне закона. Однако воплощение подобной идеи на практике может привести к дестимулированию инвестиций в сфере производства высокотехнологичных товаров. Создание подобных товаров предполагает осуществление значительных материальных вложений на этапе их разработки с расчетом на последующую возможность реализовывать их на эксклюзивной основе, а не на предоставление недискриминационного доступа к ним всем желающим. 

02.11.2016 — За незаконное возбуждение уголовного дела в отношении предпринимателей правоохранителям будет грозить до 10 лет тюрьмы

Президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект, дополняющий Уголовный кодекс новым составом, предусматривающим ответственность за незаконное возбуждение уголовного дела. Особая защита предоставлена предпринимателям – за незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования осуществлению предпринимательской деятельности правоохранителям будет грозить до 10 лет лишения свободы.

Указанная законодательная инициатива направлена на усиление ответственности правоохранительных органов за необоснованное  уголовное преследование предпринимателей. В российской практике распространены злоупотребления со стороны правоохранительных органов, связанные с незаконным возбуждением уголовного дела в отсутствие признаков преступления либо с возбуждением дела не в отношении конкретного лица, а по факту якобы совершенного правонарушения.

При этом проводимое после возбуждения дела продолжительное расследование наносит серьезный ущерб бизнесу и деловой репутации его собственников. К подобным средствам давления нередко прибегают недобросовестные предприниматели с целью устранения конкурентов с рынка. Принятие и практическая реализация законопроекта, по оценкам экспертов, будет способствовать улучшению делового климата в России и минимизации имеющихся на практике злоупотреблений.

01.11.2016 — Бизнес-центры, расположенные в центральных районах Москвы, ждут тяжелые времена

Правительство Москвы разработало новую концепцию генерального плана развития города, согласно которой деловые районы должны быть вынесены за пределы городского центра и будут размещаться на пересечении транспортных артерий. В целях стимулирования переезда бизнеса из центра Москвы налоги на землю и недвижимость в центре столицы будут существенно повышены, в то время как в новых деловых районах будут созданы льготные условия для развития бизнеса.

Подобное решение позволит разгрузить центр города и снизить транспортную нагрузку. На данный момент в центре столицы сконцентрировано более 40% рабочих мест, а проживает всего 8-9% населения, что порождает серьезные транспортные проблемы. Напомним, что ранее в целях их решения власти Москвы предлагали переезд органов государственной власти за пределы центра города, однако в итоге данная идея не была воплощена на практике.

Сейчас вместо этого предлагается стимулировать переезд бизнеса за пределы центра Москвы. В целях уменьшения количества рабочих мест в центральных районах города предлагается увеличить в них налоговую нагрузку, в том числе путем повышения земельного налога и налога на недвижимость в центре столицы.

При этом в целях стимулирования переезда бизнеса из центра Москвы планируется создать девять новых деловых районов в зоне крупных транспортных узлов: около станций недавно открытого Московского центрального кольца (МЦК), перспективных станций метро. Новым деловым районам предлагается предоставить особый правовой статус территорий опережающего развития (ТОР), который предполагает создание благоприятных коммерческих условий развития бизнеса, в том числе упрощенный порядок получения земельных участков и недвижимости, а также применение льготных налоговых режимов. 

31.10.2016 — Статистика фиксирует продолжающийся спад промышленного производства

Министерство экономического развития (Минэкономразвития) зафиксировало дальнейшее падение индекса промышленного производства. По итогам анализа данных за сентябрь текущего года темпы падения промышленного производства в России в настоящий момент достигли максимума с января 2016 года.

По данным за сентябрь 2016 года индекс промышленного производства в России достиг показателя в -0,2%. В Минэкономразвития отмечают, что причиной падения стало ухудшение результатов в сфере обрабатывающих производств. Еще в августе в данном секторе фиксировался рост в 0,5%, теперь же падение составило 0,4%.

В отдельных секторах промышленности падение оказалось еще сильнее. В частности, в годовом исчислении производство легковых автомобилей упало на 3,6%, обуви – на 9,7%, чугуна – на 9,9%, а стальных труб – на 12,8%. По данным Минэкономразвития в годовом исчислении упал и объем ВВП в общей сложности на 0,7%.