Меню:

26.05.2017 — Минфин не стал раскрывать имена россиян, освобожденных от налогов из-за санкций

Минфин отказался предоставить информацию о гражданах, воспользовавшихся правом отказаться от российского налогового резидентства и не платить налоги в России в связи с тем, что они были включены в санкционные списки. По мнению ведомства, данные сведения являются налоговой тайной.

В предыдущем выпуске новостей мы рассказывали о том, что предприниматели, попавшие под действие западных санкций, получили возможность отказаться от уплаты налогов в России, а также вернуть часть ранее уплаченных налогов путем подачи соответствующего заявления в ФНС.

Недавно депутат Госдумы Валерий Рашкин направил на имя председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева запрос с просьбой опубликовать список лиц, воспользовавшихся данными законодательными поправками. Однако Минфин отказался предоставить информацию о гражданах, получивших такое право, сославшись на налоговую тайну.

25.05.2017 — Планируемая реформа надзорной деятельности: два законодательных требования будут подлежать отмене при введении одного нового требования к предпринимателям

В ходе реформы контроля и надзора Правительство планирует снизить административную нагрузку на бизнес путем введения принципа one in — two out, согласно которому при введении любого нового требования к предпринимателям нужно отменять два старых.

В настоящее время Минэкономразвития работает над реформой контроля и надзора, основная идея которой — сократить излишнюю зарегулированность предпринимательской деятельности. Одной из мер, предложенной в рамках реформы, является введение принципа one in – two out. Положительный эффект принципа one in — two out выражается в отмене устаревших требований к предпринимателям и снижении административного бремени при введении нового регулирования. Принцип one in — two out заложен в паспорте программы приоритетной реформы контроля и надзора (http://minec.government-nnov.ru/?id=87374). 

Кроме того, программа реформы предполагает снижение при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные виды деятельности, не менее чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.

24.05.2017 — Определен перечень и объем работ, которые генподрядчик по государственному контракту обязан выполнить самостоятельно

Недавно принятое Правительством РФ Постановление от 15.05.2017 № 570 устанавливает, что генподрядчики при строительстве по госконтракту должны выполнять своими силами (без привлечения субподрядчиков) работы как минимум на сумму, соответствующую 15% от цены контракта (с июля 2018 – 25%). При этом конкретные виды и объемы работ для самостоятельного выполнения генподрядчик должен выбрать самостоятельно из соответствующего перечня.

В соответствии с данным Постановлением, госзаказчики будут включать в документацию о закупке требование о выполнении генподрядчиком самостоятельно, без привлечения третьих лиц определенного объема работ из соответствующего перечня. Данный перечень включает 34 вида работ, в том числе, подготовительные, земляные, свайные работы; работы по возведению несущих конструкций и устройству кровли; устройству сетей канализации, водо-, газо- и теплоснабжения; работы по благоустройству. При этом генподрядчик вправе выбрать подлежащие самостоятельному выполнению виды и объемы работ из видов и объемов, установленных в документации о закупке, с тем чтобы их стоимость составляла не менее 15% (а с 1 июля 2018 года - не менее 25%) от цены контракта.

За несоблюдение данной квоты генподрядчику грозит штраф в 5% цены таких работ. Ожидается, что данное Постановление будет способствовать обеспечению прозрачности исполнения государственных и муниципальных контрактов и бороться с цепочками субподрядчиков.

23.05.2017 — Верховный Суд: экономические санкции – не основание для расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств

Верховный Суд отказал банку, против которого были введены международные санкции, в досрочном расторжении договора аренды в связи с существенным изменением обстоятельств на основании ст. 451 ГК РФ.

Филиал банка арендовал офисное помещение у индивидуального предпринимателя. Срок договора был установлен до 2020 года, однако после введения против банка международных санкций банк потребовал расторжения договора аренды. Банк посчитал санкции существенным изменением обстоятельств, которое дает право досрочно расторгнуть договор по ст. 451 ГК. Нижестоящие суды всех трех инстанций согласились с позицией банка и расторгли договор аренды, несмотря на возражения арендодателя (дело № А39-5782/2015).

Однако Экономическая коллегия Верховного Суда отказалась расторгать договор аренды и поддержала арендодателя, утверждавшего, что мировой экономический кризис, отсутствие кредитования и тяжелое финансовое положение арендатора не могут считаться существенным изменением обстоятельств для досрочного расторжения договора аренды. Верховный Суд отменил решения нижестоящих судов, поддержавших банк, и отказал банку в удовлетворении требований.

22.05.2017 — Мосгорсуд: за трудовые правонарушения штраф на компанию налагается однократно, а не по количеству работников

В одном из недавно рассмотренных дел Мосгорсуд указал, сколько постановлений о привлечении компании-работодателя к ответственности с назначением штрафа предстоит выносить при нарушении норм трудового права. Рассматривая вопрос об отмене постановлений о привлечении к административной ответственности, Мосгорсуд решил, что вне зависимости от количества работников, в отношении которых компания-работодатель совершила нарушение нормативных требований охраны труда, штраф на компанию следует налагать один раз.

В данном деле компания пренебрегла законодательными требованиями об обязательном проведении медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований работников (ст. 212-213 ТК РФ) и запретом допускать к работе лиц, не прошедших установленные законом медосмотры и освидетельствования (ст. 76 ТК РФ). В ходе проверки Государственной Инспекцией Труда было выявлено, что девять водителей были допущены к работе, несмотря на то, что они не проходили обязательное психиатрическое освидетельствование. Соответственно, инспектор труда вынес девять постановлений о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, назначив девять штрафов по 110 000 руб.

Компания посчитала, что за данное нарушение должен был быть назначен один, а не девять штрафов, и обратилась в суд. Мосгорсуд встал на защиту интересов компании, решив, что совершенное деяние образует единое событие и состав административного правонарушения. Более того, Мосгорсуд отдельно указал, что то обстоятельство, что выявленные нарушения касаются допуска к работе разных сотрудников компании-работодателя, не является основанием для назначения самостоятельных наказаний в отношении каждого работника в отдельности.

Таким образом, новый подход Мосгорсуда может помочь компании избежать уплаты штрафов многократно за одно и то же правонарушение. Вместе с тем, в настоящее время контролирующие органы зачастую придерживаются противоположного взгляда, и для отмены штрафов компаниям придется обращаться за защитой своих прав в суд.