Меню:

06.12.2019 — С 2020 года в России появится единая система проверки движимого имущества на наличие обременений

Принят федеральный закон, упрощающий доступ к информации об обременениях движимого имущества. Новый сервис поиска информации о движимом имуществе будет доступен на портале государственных услуг. С помощью него можно будет проверить информацию о наличии залога, заключении договора финансовой аренды (лизинга), а также сведения о купле-продаже движимого имущества с сохранением права собственности за продавцом.

12 ноября 2019 года был принят Федеральный закон № 370-ФЗ о создании единой системы поиска информации о наличии в отношении движимого имущества залога и иных обременений. Закон предусматривает упрощение доступа к информации об обременениях движимого имущества. Для этого будет создана единая система поиска в Реестре уведомлений о залоге движимого имущества (который ведет Федеральная нотариальная палата) и в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (оператором которого является ЗАО «Интерфакс»). Поиск через единую систему будет осуществляться с использованием портала государственный услуг.

С помощью нового сервиса можно будет проверить информацию об обременениях залогом движимого имущества, о заключении компаниями договора финансовой аренды (лизинга), а также сведения о купле-продаже движимого имущества с сохранением права собственности за продавцом и иные сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Новые положения вступят в силу с мая 2020 года. Проверка данной информации важна с точки зрения кредиторов, поскольку при наличии такой информации в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц все третьи лица автоматически считаются уведомленными о соответствующих фактах.

05.12.2019 — С июля 2020 года вступит в силу закон об обязательной установке российского программного обеспечения на продаваемых в России электронных технических устройствах

2 декабря 2019 года был принят закон, согласно которому при продаже в России отдельных видов технически сложных товаров на них должно быть предустановлено российское программное обеспечение. Перечень таких технических устройств и программ будет определен Правительством РФ. Закон вступит в силу с 1 июля 2020 года.

В соответствии с Федеральным законом № 425-ФЗ от 02.12.2019 о внесении изменений в Закон о защите прав потребителей отдельные виды технически сложных товаров должны будут продаваться потребителям с предустановленным на них российским программным обеспечением. Перечень технических устройств, которые попадут под новые требования, и список необходимого российского программного обеспечения будет определен Правительством Российской Федерации.

По мнению разработчиков закона, введение таких требований будет способствовать продвижению российских программ на рынке информационных технологий, и после принятия законопроекта граждане смогут использовать электронные устройства без необходимости установки дополнительных мобильных приложений и иных программ.

Однако ряд иностранных компаний, в том числе компания Apple, уже выразили готовность пересмотреть свою бизнес модель и уйти с российского рынка, если данные требования затронут их продукцию.

04.12.2019 — Верховный Суд указал, когда работник может не выйти на работу без согласия руководителя

Верховный Суд разъяснил, что увольнение работника, который не вышел на работу по уважительной причине, предварительно уведомив об этом работодателя посредством мобильной связи и предприняв все действия для поддержания рабочего процесса в его отсутствие, неправомерно. Согласно высказанной Верховным Судом позиции увольнение за прогул является крайней мерой, в связи с этим работодатель не вправе уволить работника даже в том случае, если работник не получил от работодателя ответа на свое сообщение и разрешения на отсутствие на рабочем месте.

В рассмотренном деле сотрудник не вышел на работу, в связи с чем был уволен работодателем за прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительной причины). При этом работник предварительно направил работодателю СМС с изложением уважительных причин своего отсутствия (посещение больницы в связи с заболевшим родственником) и предпринял меры для поддержания рабочего процесса в свое отсутствие, попросив другого работника выйти на работу вместо себя.

Несмотря на то, что работник не получил от работодателя ответа на свое сообщение, и работодатель не согласовал его отсутствие на рабочем месте, Верховный Суд счел увольнение незаконным. При этом Верховный Суд указал, что получение согласия руководителя не является существенным для решения вопроса о правомерности прогула. Верховный Суд напомнил, что увольнение является крайней мерой и при наложении данного взыскания должны учитываться тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он совершен,  а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду. В связи с этим даже если дисциплинарный проступок имел место, однако увольнение произведено без учета указанных обстоятельств, решение работодателя об увольнении может быть признано незаконным (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2019 N 5-КГ19-81).

03.12.2019 — В ЕГРЮЛ появится возможность указывать совместный или независимый характер полномочий нескольких директоров

Принят федеральный закон, который позволяет в случае назначения в компании нескольких директоров вносить в ЕГРЮЛ сведения о том, действуют ли директора совместно или независимо друг от друга, и тем самым ограничивать полномочия директоров по единоличному заключению сделок и совершению иных юридически значимых действий. Кроме того, данный федеральный закон расширяет перечень сведений, которые подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, как в обязательном порядке, так и по усмотрению компании.

12 ноября 2019 года был принят Федеральный закон № 377-ФЗ, который позволил реализовать концепцию назначения двух директоров в компании. Возможность назначения двух директоров была введена в гражданское законодательство еще осенью 2014 года. Однако до настоящего момента у компаний отсутствовала возможность указать в реестре на характер деятельности директоров (совместный или независимый). Ранее такая информация могла быть указана только в уставе компании и, по общему правилу, не была доступна третьим лицам. При этом с учетом позиции Верховного Суда в отсутствие указания в ЕГРЮЛ на совместный характер деятельности директоров, третьи лица могли полагаться на то, что каждый из директоров может действовать единолично, что лишало компании возможности эффективной защиты своих интересов через назначение двух директоров и через ограничение в ЕГРЮЛ их полномочий действовать единолично (см. Постановление Пленума ВС РФ № 25 от 23 июня 2015 года).

Новый закон позволит отражать в выписке из ЕГРЮЛ информацию о характере полномочий каждого из директоров, что лишит третьих лиц возможности в дальнейшем ссылаться на то, что они не знали и не должны были знать о том, что директор мог действовать только совместно с другим директором. Указанные изменения вступят в силу с 1 сентября 2020 года.

Кроме того, данный федеральный закон расширяет перечень сведений, которые компания должна вносить в другой федеральный реестр – Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). В частности, с 12 ноября 2019 года компании должны в обязательном порядке включать в Единый федеральный реестр сведений уведомления о реорганизации, ликвидации и об уменьшении уставного (складочного) капитала компании, а также о продаже или передаче в аренду предприятия.

Дополнительно с 1 апреля 2020 года у компаний появится право на добровольной основе размещать в Едином федеральном реестре сведений иную информацию, в частности, информацию о наличии права на обратный выкуп имущества, о полученном поручительстве, об ограничениях прав по договору и иные сведения по усмотрению компании. При этом третьи лица будут считаться извещенными об указанных фактах со дня, следующего за днем их внесения в реестр.

02.12.2019 — Doing business: Россия впервые вошла в топ-30 рейтинга

По итогам рейтинга группы Всемирного банка Doing business Россия впервые за историю рейтинга вошла в топ-30 стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. Благодаря проведенным в 2018 году реформам Россия поднялась на три строчки вверх и заняла 28-е место в рейтинге.

Россия впервые вошла в топ-30 стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса по данным международного рейтинга Doing business, который ежегодно публикует группа Всемирного банка. По сравнению с прошлым годом Россия поднялась на три позиции вверх (с 31-ого на 28-е место), опередив Японию, Китай, Францию и другие страны. Возглавили рейтинг, как и годом ранее, Новая Зеландия и Сингапур.

При составлении рейтинга в этом году Всемирный банк учел проведенные в России реформы, направленные на создание благоприятных условий ведения бизнеса, в частности, на расширение действия системы «одного окна» для получения различного рода государственных услуг, повышение защиты миноритарных акционеров за счет ужесточения требований к корпоративной прозрачности, а также упрощение налогового учета. Наиболее высокие позиции Россия занимает по показателям простоты подключения предприятий к электроснабжению (7-е место), регистрации права собственности (12-е место) и получению кредитов (25-е место).