Меню:

10.04.2020 — COVID-19: Ключевые аспекты ведения бизнеса в условиях пандемии

Пандемия COVID-19 является одним из крупнейших кризисов, с которым столкнулся мир за последние годы и который затрагивает все сферы жизни. Кризис оказывает все большее влияние на экономику и требует от органов государственной власти принятия чрезвычайных мер. Далее приведены ссылки на информационные обзоры, подготовленные нами по наиболее важным правовым аспектам COVID-19, которые необходимо учитывать при ведении бизнеса в условиях пандемии.

Принимаемое в России регулирование, направленное на борьбу с распространением COVID-19 и минимизацию негативных экономических последствий пандемии, постоянно обновляется. В связи с этим мы хотели бы обратить внимание, что информация, отраженная в подготовленных нами информационных обзорах, является актуальной на дату их составления. Мы будем регулярно обновлять и дополнять представленную информацию с учетом развития ситуации.

Просим принять во внимание, что информация, представленная в информационных обзорах, не является юридической консультацией и подготовлена исключительно в информационных целях.

Если у вас возникнут дополнительные вопросы по ситуации, связанной с пандемией, мы всегда готовы на них ответить.

Перечень информационных обзоров:

- COVID-19 и исполнение договора: информация о том, возможна ли квалификация пандемии COVID-19 в качестве обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажора) или существенного изменения обстоятельств и каково влияние пандемии на исполнение договорных обязательств, доступна по следующей ссылке.  

- COVID-19 и мораторий на банкротство: с информацией о введенном Правительством РФ моратории на банкротство в связи с пандемией COVID-19 Вы можете ознакомиться по ссылке.

- COVID-19 и коммерческая аренда недвижимости: информационный обзор по вопросу о влиянии пандемии COVID-19 на обязанность арендатора по уплате арендной платы по договорам коммерческой аренды недвижимости доступен по ссылке.

06.03.2020 — Центральный Банк снизил ключевую ставку до 6%

Совет директоров Банка России принял решение о снижении ключевой ставки с 6,25% до 6% годовых с 10 февраля 2020 года, что представляет собой рекордный минимум за последние пять лет. Решение о снижении ключевой ставки было вызвано снижением темпов роста российской экономики с одновременной стабилизацией инфляционных рисков.

Банк России снизил ключевую ставку до 6% годовых (см. Информацию ЦБ РФ от 10 февраля 2020 г.). На решение о снижении ключевой ставки повлияли несколько факторов, в частности, замедление темпов инфляции быстрее прогнозных, а также существенное замедление темпов роста экономики.

Прогнозируется, что в текущих условиях с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5-4% по итогам 2020 года и останется около 4% в дальнейшем. 

05.03.2020 — В России планируется создать институт частных судебных приставов

Министерство финансов при содействии Российского союза промышленников и предпринимателей рассматривает вопрос о создании в России института частных судебных приставов. Частным судебным приставам планируется передать функции исполнительного производства по спорам между юридическими лицами, чтобы повысить эффективность и оперативность взыскания. В то же время, во избежание злоупотреблений, взыскания в пользу государства и граждан планируется оставить в исключительной компетенции действующей государственной Федеральной службы судебных приставов.

По мнению Минфина, внедрение института частных приставов позволит разграничить работу по осуществлению исполнительного производства между частным и государственным секторами, а также сократить нагрузку на действующих судебных приставов-исполнителей и увеличить их финансирование.

В отношении оплаты труда частных приставов планируется установление гонорара успеха в дополнение к исполнительному сбору. Стоит отметить, что в существующей системе государственных судебных приставов-исполнителей должник, не погасивший задолженность в установленный срок, обязан уплатить исполнительский сбор в размере 7%. В отношении частных приставов максимальный процент такого исполнительского сбора будет дополнительно установлен государством.

04.03.2020 — Верховный Суд разъяснил порядок включения требований контролирующих должника лиц и аффилированных с должником конкурсных кредиторов в реестр кредиторов в банкротстве

Верховный Суд в Обзоре судебной практики дал ряд ключевых разъяснений по вопросам включения требований аффилированных кредиторов в реестр требований кредиторов в банкротстве. В частности, Верховный Суд указал, что при наличии разумных сомнений в реальности заявленных аффилированным кредитором требований бремя их опровержения возлагается на аффилированного кредитора. Верховный Суд также разъяснил, при каких условиях требования контролирующих должника лиц и аффилированных кредиторов не подлежат включению в реестр либо понижаются в очередности удовлетворения.

Верховный Суд утвердил Обзор судебной практики по вопросам включения требований контролирующих должника лиц и аффилированных с должником кредиторов в реестр требований кредиторов в банкротстве (см. Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 29.01.2020).

В данном Обзоре Верховный Суд подчеркнул, что сам по себе тот факт, что кредитор аффилирован с должником либо является контролирующим должника лицом, не влечет понижения очередности удовлетворения его требований. Однако если требование контролирующего лица основано на договоре, исполнение по которому предоставлено должнику в ситуации имущественного кризиса (то есть незадолго до открытия процедуры банкротства), то такое требование подлежит удовлетворению после удовлетворения требований всех других кредиторов. Суд также может понизить очередность удовлетворения требования аффилированного кредитора, если этот кредитор предоставил должнику компенсационное финансирование под влиянием контролирующего должника лица. Равным образом, понижается очередность удовлетворения требования контролирующего лица, если оно приобрело свое требование у независимого кредитора в порядке уступки незадолго до банкротства.

Кроме того, Верховный Суд указал, что требование аффилированного с должником кредитора может быть полностью исключено из реестра, если оно основано на погашении аффилированным кредитором долга перед внешним кредитором вместо должника, и при этом будет установлено, что аффилированный кредитор уже получил возмещение исполненного им за должника обязательства (в частности, в рамках внутригруппового финансирования).

Верховный Суд также обратил внимание на необходимость грамотного распределения бремени доказывания по данной категории споров. Учитывая ограниченные возможности независимых кредиторов по получению информации о внутренних взаимоотношениях аффилированных с должником лиц, при доказанности разумных сомнений в реальности и экономической целесообразности поведения контролирующих и аффилированных с должником лиц в преддверии и в период банкротства, суд должен переложить бремя опровержения таких разумных сомнений на аффилированных с должником лиц.

03.03.2020 — У сторон судебного спора появилась возможность прибегнуть к институту судебного примирения

В конце 2019 года был принят пакет законов, расширяющий возможности внесудебного урегулирования споров. Если ранее единственным урегулированным законом способом примирения сторон являлась медиация, которая находилась за пределами судебной системы, то в настоящий момент стороны могут воспользоваться институтом судебного примирения и привлечь для урегулирования спора судебного примирителя. Процедура судебного примирения будет производиться при содействии суда, а в качестве судебных примирителей будут выступать судьи высших судебных инстанций в отставке.

Переход к судебному примирению возможен на любой стадии процесса при согласии обеих сторон. Суд, рассматривающий дело, предоставит сторонам срок для проведения судебного примирения, который может быть дополнительно продлен по ходатайству сторон. В качестве судебного примирителя стороны могут выбрать судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда в отставке, список которых утвержден Верховным Судом.

По общему правилу информация, которой стороны будут обмениваться в ходе судебного примирения, будет считаться конфиденциальной, и сторонам будет запрещено ссылаться на нее при рассмотрении дела в суде, если судебное примирение не увенчается успехом и судебный процесс возобновится.

Если стороны смогут урегулировать спор в ходе судебного примирения, то подписанные ими документы, фиксирующие результаты примирительных процедур, будут носить обязательный характер и иметь силу исполнительного документа, который может быть принудительно исполнен (см. Постановление Пленума ВС РФ от 31.10.2019 № 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения»).